Образовательный проект «Улица, на которой я живу»

- 13:12ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Проекты, Методичка

Знакомство с родным городом, улицами имеет неоценимое значение для познавательного, нравственного, социального развития детей, формирует у них чувства восхищения, гордости и любви к родному краю, помогает создавать условия для развития гражданских чувств.

 

 

Малгожата ПИУТО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 21 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Актуальность проекта

Воспитание патриотизма и гражданственности приобретает все большее значение и стало задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников усматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к малой родине, родному дому, природе, культуре.

Дошкольный возраст очень важен для патриотического воспитания, так как именно в этом возрасте закладываются базовые свойства личности. И осуществлять его надо с того, что окружает ребенка с малых лет, а именно с воспитания чувства любви к малой родине. У каждого человека есть дом – место, где ему уютно и хорошо, где его всегда ждут. Город, в котором мы живем, – это тоже наш дом, только общий.

Знакомство с родным городом, улицами, имеет неоценимое значение для познавательного, нравственного, социального развития детей, формирует у детей чувства восхищения, гордости и любви к родному краю, помогает создавать условия для развития гражданских чувств.

Перед нами, педагогами, стоит важная задача: познакомить воспитанников пятого года жизни не только с родным городом Лида, но и с микрорайоном, улицей, где они живут, их историей. Работа над проектом позволит не только сформировать представления у дошкольников о многообразии улиц города: больших и маленьких, широких, и узких, с высокими домами, и не очень, но и о родной улице, как составляющей понятия «малая родина». Это позволит подвести воспитанников средней группы к пониманию того, что город делится на микрорайоны, микрорайоны – на улицы, которые состоят из разных домов, зданий, сооружений; расширить представления о микрорайоне Молодежный, о его улицах, на одной из которых находится дом, где живет семья; расширить представления о разнообразии названий улиц и их связи с именами известных людей, природными или социальными объектами, явлениями. Участие в проекте родителей позволит не только расширить их представления о значении родной улицы в жизни ребенка, но и стимулирует желание познакомить ребенка с городом, его достопримечательностями с целью воспитания чувства патриотизма, любви к малой родине .

Основной формой реализации проекта является организация экскурсий, целевых прогулок к различным социальным объектам (детский сад, амбулатория, школа, библиотека, магазин, церковь), а также по близлежащим улицам микрорайона Молодежный с целью стимулирования интереса воспитанников среднего дошкольного возраста к городу Лида, как к малой родине.

Вид, тип проекта: информационно-творческий, познавательный.

Длительность: краткосрочный.

Сроки реализации: 3 недели.

Участники проекта: воспитанники среднего дошкольного возраста, воспитатель дошкольного образования, родители воспитанников.

Цель: формирование позитивного, уважительного отношения к городу Лида, как к малой родине через расширение представлений о родной улице.

Задачи проекта:

– расширить представления о том, как выбираются названия улиц;
– стимулировать желание рассказывать о знаменитых людях и героях, в честь которых названы улицы;
– подвести к пониманию того, что город делится на микрорайоны, которые в свою очередь делятся на улицы, на которых расположены дома;
– воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому белорусского народа, уважение к защитникам Отечества;

– воспитывать эмоционально-позитивное отношение к родному населенному пункту, улицам, на которых живут дети, чувство гордости за город, в котором живем.

Формы и методы реализации проекта: поиск информации в печати и интернет-ресурсах; занятия; проблемные ситуации; тематические недели,

беседы, дидактические, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание фотоальбомов, иллюстраций; чтение художественной литературы; детское творчество; просмотр видеоматериалов; составление творческих рассказов «Моя улица»,

«Улица, на которой я живу».

Предполагаемый результат

Воспитанники:

– расширены представления о значении улицы в жизни человека;
– проявляют познавательный интерес к названиям улиц;
– имеют представления о том, что город делится на микрорайоны, микрорайоны – на улицы, на которых расположены дома;
– проявляют уважительное отношение к героическому прошлому белорусского народа, уважение к защитникам Отечества;
– выражают эмоционально-позитивное отношение к родному населенному пункту, улицам, на которых живут, чувство гордости за город, в котором живут.

Родители воспитанников:

– повысили уровень психолого-педагогической компетентности по вопросам приобщения детей к изучению малой родины;
– стали активными участниками образовательного проекта, партнерами ребенка в поиске и сборе информации по теме проекта.

Педагоги:

– повысили уровень педагогического мастерства в проектной деятельности;
– разработали и систематизировали материалы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с улицами родного города;
– осуществляют творческий подход к организации познавательной деятельности с воспитанниками;
– разработали консультативный материал для педагогов и родителей по формированию у детей чувства патриотизма.

Материально-техническое обеспечение: иллюстрации, фотографии, художественная литература по теме проекта, дидактические и сюжетно-ролевые игры, материалы для организации художественной деятельности.

 

Продукты проектной деятельности

1 Выставка совместных детско-родительских работ «Улица, на которой я живу».
2 Макеты «Моя улица».
3 Групповой альбом с фотографиями, рассказами о своей улице и семейными рисунками.
4 Интеллект-карта «Улицы, на которых живут наши воспитанники».
5 Варианты содержания экскурсий по улицам микрорайона (города).
6 Презентация «Улица, на которой я живу».

 

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Задачи:

– изучить методическую литературу, материалы интернет-ресурсов;
– разработать план проекта;
– заинтересовать воспитанников и их родителей темой проекта;
– подобрать игры и оборудование;
– создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности воспитанников;
– привлечь родителей группы к активному участию в реализации проекта.

Содержание деятельности участников проекта

Педагогические работники

– изучение и анализ методической литературы по теме;
– планирование проекта: подбор форм и методов работы;
– подбор игр и пособий, организация развивающей среды;
– подборка наглядного материала;
– разработка конспектов занятий, мероприятий;
– разработка плана маршрута экскурсий по микрорайону;
– беседы с законными представителями воспитанников

Дети

– постановка проблемных вопросов: «Как найти человека в незнакомом городе?», «Почему человек должен знать свой адрес»;
– активизирующее общение « Как построить город?»
– решение проблемных ситуаций: «На какой улице находится детский сад», «Что есть ещё на этой улице», «Чего не хватает на нашей улице», «Что было бы, если бы…»;
– рассматривание фотографий «Мой город Лида»;
– выставка творческих работ детей из строительного материала, мелкого конструктора «Мой любимый детский сад», «Дома на моей улице».

Родители

– оказание помощи педагогическим работникам в подборе дидактических, сюжетно-ролевых игр и пособий, иллюстративного материала;
– участие в совместном творчестве родителей и детей «Моя родная улица»;
– участие в фотовыставке «Это я, это улица моя»;
– участие в мероприятиях детского сада: развлечениях, выставках, экскурсиях;

Основной этап

Задачи:

– расширить представления детей о родном городе, микрорайоне и его улицах, социальных объектах и названиях улиц;
– стимулировать интерес к названию улиц;
– воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой родной город;
– содействовать обогащению детско-родительских отношений посредством эмоционального, насыщенного общения в процессе совместной деятельности.

Содержание деятельности участников

Педагогические работники

Организация деятельности с воспитанниками и их родителями в рамках проекта.

Дети

Специально организованная деятельность

– занятия по образовательной области «Ребенок и общество» на тему: «Мой город. Моя улица», «На улицах города»;
– занятия по образовательной области «Изобразительное искусство» на тему: «Дом, в котором я живу», «Мой родной город».

Нерегламентированная деятельность

– познавательно-практическая деятельность

экскурсии: «Мы по улице идем» (по улице, на которой находится детский сад»; «Дома на улице»; «Здание амбулатории»; «Здание школы»; «Здание Храма»; «Здание почты»; «Здание магазина»; «К автобусной остановке».

Художественная речевая деятельность

– рисование: «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Как я отдыхаю»;
– конструирование: «Дома на нашей улице», «Улицы нашего микрорайона»
– чтение художественной литературы;
– рассматривание альбомов, фотографий;
– просмотр видеороликов: «Моя любимая улица»;
– рассказ о своей улице (Приложение 1)
– чтение мини-сочинений родителей.

Игровая деятельность

– дидактические игры: «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Путешествие по городу»;
– сюжетно-ролевые игры: «Мамы ведут своих детей в детский сад», «Магазин», «В аптеке», «Мы –пассажиры», «Почта»; «Путешествие любимому городу»;
– игры со строительным материалом: «Улица нашего города», «Многоэтажные дома на улице», «Строительство нового дома»

Общение

– беседы: «Почему улица так называется?»

ситуации активизирующего общения: «Имена героев в названиях улиц»;
– решение проблемных ситуаций: «Как называется улица, если…»;

Родители

– написание мини-сочинений «Улица, на которой мы живем» (Приложение 2);
– подбор фотоматериала на тему « Это я, это улица моя»;
подбор иллюстративного материала по теме проекта;
сбор информации о названиях улиц микрорайона, о его истории;
– изготовление макетов «Моя улица»;
– участие в совместной творческой деятельности «Моя улица»;
– организация домашнего общения по теме проекта.

Заключительный этап

Задачи:

– обобщить представления детей о том, что город состоит из микрорайонов, которые делятся на улицы, на которых располагаются дома;
– стимулировать интерес воспитанников к названиям улиц;
– составить интеллект-карту «Улицы наших воспитанников»;
– повысить желание родителей поддерживать у детей познавательный интерес к истории города;
– организовать совместную встречу детей и их родителей «Однажды на улице» с целью презентации проекта (Приложение 4).

Содержание деятельности участников

Педагогические работники

– подготовка презентации «Улица, на которой я живу»;
– методическая разработка вариантов организации экскурсий по улицам микрорайона (города) (для педагогов и родителей) (Приложение 3);
– создание группового альбома «Улица, на которой я живу».

Дети

– участие в создании инфокарты «Улицы наших воспитанников»;
– участие в фотовыставке «Улица, на которой я живу».

Родители

– участие в создании группового альбома «Улица, на которой я живу»;
– участие в совместной встрече детей и их родителей «Однажды на улице…»;
– появление стимула к организации семейных прогулок по городу Лида с целью поддержания познавательного интереса к истории города.

     

 

 

Литература
1 Дубініна, Д.М. Свет вакол мяне : вучэб.-метад. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / Д. М. Дубініна. – 2-е выд., пашыр. – Мінск : Нац. ін-т. адукацыі, 2012. – 128 с.

2 Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования /Л.Е.Никонова. – Минск : Зорны Верасок, 2015. – 121 с.
3 Никонова Л.Е. Познавая прошлое и настоящее: организация работы по патриотическому воспитанию детей 4–5 лет в учреждении дошкольного образования и семье / Л.Е.Никонова // Пралеска. – 2015. – № 2 – С. 41–45.
4 Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования /Е.И.Смолер. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012.
5 Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2023.

 

Приложение 1

Рассказы детей «Улица, на которой я живу»

Меня зовут Катя, мне 5 лет. Я живу в новом доме на улице Жемчужной. Мне очень нравится имя моей улицы, я её ласково называю Жемчужинка.

Мама говорит, что все дети, которые живут на нашей улице, – это тоже маленькие жемчужинки, мне это очень нравится. Транспорта на моей улице немного, это в основном легковые машины. А еще она красивая, на ней новые дома с тихими двориками, где отдыхают соседи, и мы с мамой, папой и сестрой любим, посидеть и поговорить. Мне очень дорога улица, по которой я каждый день хожу в детский сад, а вечерами гуляю с друзьями на игровой площадке рядом с нашим домом.

Меня зовут Андрусь Тимур, мне 5 лет. Я живу в двухэтажном доме на улице Фомичева. Я уже знаю, что она названа по фамилии Григория Фомичева, который много лет руководил нашей Гродненской областью и сделал для людей, которые здесь живут, много хорошего. Мне здесь очень нравится. Недалеко от нашего дома есть красивая, с синим куполом, церковь. Ещё есть почта, где люди получают письма и открытки. Рядом с нами живет добрая бабушка, она все время угощает меня конфетами. Здесь живет много хороших и добрых людей.

 

 

Приложение 2

Мини-сочинения, составленные детьми и их родителями

Почему мне нравится улица, на которой я живу

Меня зовут Каролина и мне 4 года. Я живу на улице Н.Гастелло. Николай Гастелло, в честь которого названа наша улица, был героем-летчиком, когда была война. Я очень люблю гулять на улице, особенно на площадке, где много всего интересного. На нашей улице много различных развлечений. Можно прокатиться с горки, покататься на качелях, побегать и попрыгать. Мне очень весело проводить время на прогулке. Ещё я люблю играть со своим старшим братом в разные интересные игры.

 

Лесная – улица родная

Всем привет, меня зовут Ангелина. Живу я на улице Лесная. Но, наверное, когда-то здесь был лес. На моей улице очень красиво, здесь много домов. Я очень люблю гулять на улице вместе со своей младшей сестрой Кристиной, играем в песочнице, катаемся на самокатах, велосипедах. Рядом с нами живут две подружки, вместе катаемся на горке и качелях, придумываем свои игры. Рядом с нашей улицей есть лес. С большим желанием устраиваем прогулки в лес, где собираем шишки, слушаем пение птиц.

 

Есть такая улица – Хвойная

В городе моем много разных улиц: и большие, и маленькие, с высокими домами, и не очень, но родная мне улица только одна. Я живу на улице с красивым названием Хвойная. Назвали ее так, потому что напротив расположен хвойный лес. Дом наш на этой улице самый первый. Здесь всегда тихо и спокойно. Летом и осенью мы с друзьями катаемся на самокатах и велосипедах, зимой лепим снеговиков и играем в снежки. В любое время года мне здесь по-домашнему уютно и тепло, ведь здесь мой дом и мои родители.

 

А я живу на улице Строителей

Зовут меня Есения, мне 4 года. Я живу на улице Строителей. Я люблю гулять во дворе своего дома, играть в снежки, кататься на санках. У меня есть друг во дворе, его зовут Тимур. Мы вместе играем в разные игры.

 

Улица Жемчужная

Меня зовут Катя, мне 5 лет. Я живу в частном секторе по улице Жемчужная. Наша улица богата красивыми домами. Живут очень хорошие и дружелюбные соседи. Мы вместе построили детскую площадку на нашей улице, на которой встречаемся с друзьями и играем. Наш дом находится возле леса. Семьей ходим в лес на пешие и велопрогулки, а так же за ягодами и грибами. Нашей улице дали красивое название – Жемчужная, наверное, от слова «жемчуг». И постараемся, чтобы наша улица соответствовала названию чистотой и ухоженностью.

 

Наш опус про улицу С.Болгарина

Меня зовут Федор, мне 4 года. Я живу на улице имени С.Болгарина, это герой Великой Отечественной войны. Наша улица примыкает к лесу, и я с мамой и братьями ходим на прогулку в лес. На нашей улице частные дома, и, когда весна, приятно ходить и смотреть на цветущие сады. В нашем дворе папа сделал турники, и мы любим лазить по ним. Я люблю свой дом и улицу, потому что летом, когда после дождя появляется большая лужа, мы в ней ходим, а еще ездим на велосипеде и брызги летят в разные стороны, это очень весело! А еще, я могу целое лето гулять босиком, мама мне разрешает…

 

 

Я знаю пять названий улиц…

Меня зовут Полина, мне 5 лет. Я живу на улице Строителей. Наш дом стоит на углу, поэтому он находится и на улице Ангелиной. Паша Ангелина – одна из первых женщин-трактористов, которая получила много наград за труд в сельском хозяйстве. А на улице Строителей есть церковь и костел. Мы живем рядом с костелом, и по выходным он будит нас своим звоном. У нас во дворе живет собака Лайма, которую любим погладить не только мы, но и наши соседи. Я обычно гуляю на улице с мамой, люблю кататься на самокате. А еще обожаю ходить в гости к своей лучшей подружке и троюродной сестричке Софии, которая живет недалеко от меня, на улице С.Ситникова. Ее улица названа в честь человека, который совершил много подвигов на войне, чтобы мы теперь могли жить без войны.

 

Я хорошо знаю свою улицу

Зовут меня Михаил, мне 5 лет. Живу на улице В.Григорьева, который погиб на войне, для того чтобы мы сегодня могли спокойно жить в своей стране. Я знаю множество событий, которые происходили на моей улице, знаю каждое дерево, каждый укромный уголок, куда можно спрятаться во время игры в прятки. Я знаю практически всех детей своего двора. Вместе мы часто устраиваем различные соревнования, играем, шутим, разговариваем. А еще, недавно мне исполнилось 5 лет, и в подарок я получил мотоцикл. Я с нетерпением жду весну, чтобы погонять на нем по моей улице, прокатить своих друзей.

 

 

Приложение 3

 

Варианты организации экскурсий по улицам микрорайона (города).

Методическая разработка для педагогических работников, родителей воспитанников

 

Мы по улице идем (улице, на которой находится детский сад)

Цель: познакомить с названием улицы, на которой находится детский сад, подчеркнуть значение названия улицы, обратить внимание на какие части делится улица, закрепить правила дорожного движения, воспитывать познавательный интерес к родному городу.

1 Название улицы, на которой находится детский сад, можно увидеть на табличке, которая расположена на стене здания. На ней же указываются цифры, обозначающие номер дома. Это адрес дома, который отличает этот дом от всех остальных в нашем городе.
2 Кроме здания детского сада, на улице много других зданий. Все они разные. Есть дома, в которых живут люди. Это жилые дома, которые предназначены для жилья. Есть здания, в которых люди работают: что-то создают, оказывают услуги: врачи, работающие в амбулатории, лечат детей, воспитатели, работающие в детском саду, играют с детьми, пока их мамы находятся на работе, учителя в школе учат детей.
3 Улица состоит из проезжей части и тротуара. Что движется по проезжей части? Кто передвигается по тротуару?
4 Какие правила должен помнить пешеход?

 

Дома на улице

Цель: закрепить представления о том, из каких частей состоит дом, обратить внимание, что дома бывают разные: по количеству этажей, в зависимости от материала, из которого они построены, развивать, закрепить представления о названии улицы, воспитывать познавательный интерес к окружающей действительности.

На улице много домов. Они все разные. Но в каждом дом стоит на фундаменте, у дома есть стены, крыша. Есть окна, двери. Если мы откроем дверь, то можем увидеть лестницу, площадку, двери квартир. Это называется подъезд.

1 Во всех ли домах есть подъезд? Для чего он нужен? Во всех ли домах есть лестница? Для чего она нужна? Какие правила безопасности необходимо соблюдать во время ходьбы по лестнице?
2 Дома бывают одноэтажные, в которых нет лестницы и многоэтажные, в которой есть лестница. Дома одноквартирные, в которых не нужен подъезд. И многоквартирные.
3 Из чего строят дома? (Из кирпича – кирпичные, из дерева – деревянные). А если стеклянные дома? А металлические?
4 Что объединяет дома, которые вы видите? (Название улицы)
5 Чем отличается этот дом, который стоит перед вами от всех остальных, таких же похожих? (Номер дома.)

6 Назвать адрес дома

 

Здание амбулатории (школы)

Цель: дать представление о здании амбулатории, как месте, где лечат (учат) людей (детей), работают врачи (учителя), закрепить представление о частях здания, обратить внимание на то, чем оно отличается от остальных зданий, воспитывать познавательный интерес к окружающей действительности.

1 Как называется это здание? А почему оно так называется?
2 Где можно найти адрес этого здания?
3 Из чего состоит это здание?
4 Почему оно одноэтажное (многоэтажное)?
5 Что делают люди в этом здании?
6 Если бы не было этого здания на нашей улице? Было бы хорошо? Плохо? Почему?

Примечание: таким же будет содержание экскурсии к зданию почты, аптеки, магазина.

 

Идем к автобусной остановке

Цель: дать представление о способе передвижения по городу, закрепить представления о правилах дорожного движения, воспитывать познавательный интерес к социальной действительности.

1 Как называется улица, на которой мы с вами находимся?
2 Если мы сейчас повернем налево, на какой улице мы с вами окажемся? Где можно увидеть название улицы?
3 Как называется часть улицы, по которой идут дети, взрослые?
4 Кто мы, если мы идем по тротуару? (Пешеходы).
5 Как называется часть улицы, по которой движутся машины?
6 Как называется место, где останавливается пассажирский транспорт?
7 А есть ли название у остановки?
8 Зачем на остановке навес, скамейка?
9 Как называются люди, которые едут в автобусе?
10 Что есть у каждого автобуса?
11 Выбирая автобус, на что в первую очередь обращает внимание пассажир? (На номер). Почему.
12 Для чего нужен автобус пассажиру?
13 А если бы не было на этой улице остановки? Было бы хорошо или плохо?

 

 

Приложение 4

Вечер встречи «Однажды на улице…». Мероприятие для детей и их родителей

План проведения мероприятия

1 Презентация проекта (демонстрация презентации «Улица, на которой я живу»).
2 Игра с мячом « Мячик поймай, улицу называй!»

Цель: актуализировать знания названий улиц микрорайона.
3 Игра «Чудесный мешочек»
Ход игры: по предмету, находящемуся в мешочке, определить название улицы: яблоко­ – ул. Садовая, мастерок – ул. Строителей, сосновая шишка – ул. Лесная, хвоя сосны – ул. Хвойная.
4 Игра «Где эта улица? Где этот дом?»
Ход игры: определить по фотографии название улицы.
5 «Всех ли героев мы знаем имена?»
Ход игры: назвать по фотографии (картинке) исторических личностей, в честь которых улицы получили названия.
6 Составление родителями совместно с детьми интеллект-карты «Улицы наших воспитанников»
7 Рефлексия. «Закончи предложение»
Цель: получение обратной связи.

Каждый участник заканчивает предложение: «Встреча была полезной, потому что….», получает талон на поездку на общественном транспорте с целью организации прогулки по центральным улицам города Лиды для своего ребенка.

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий