В материале представлены игры и упражнения для развития межполушарных связей для детей средних и старших групп с нарушениями речи. Предложенные игры и упражнения направлены на улучшение координации ловкости движений, ориентацию в пространстве, улучшение восприятия речи, переключение с одной деятельности на другую.
Надежда СИТНИК,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Зачем развивать межполушарные связи? Левое полушарие отвечает за логику, правое полушарие отвечает за творческие способности. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, мышление и восприятие. Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти, восприятия речи собеседника (родителей, педагога), вызывают интерес у детей, концентрируют внимание и позволяют тем самым быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Упражнение «Ладонь, кулак, ребро»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Оборудование: ламинированные «ладошки», круги и прямоугольники.
Описание. Упражнение выполняется сидя за столом. При слове «ладонь» нужно положить ладонь плашмя на стол, при команде «ребро» кладем ладонь вертикально, при слове «кулак» нужно поставить сжатый кулак. Действуйте сначала левой рукой, потом правой, затем двумя сразу. Постепенно нужно усложнять задачу, увеличивая быстроту движений.
Упражнение «Пальцеход»
Вариант 1
Цель: формировать навыки слоговой структуры слова; развивать движения рук и произвольную моторику при участии речи.
Оборудование: дощечки – пальцеходы.
Описание. Знакомство с дорожками. Ребенок проводит указательным пальцем по дорожкам из деревянных кружочков. Затем ребенок «ходит» по кружочкам указательными и средними пальцами сначала правой руки, затем левой руки, наступая на кружочки, без речевого сопровождения. Каждый пальчик «идет» по своей дорожке. «Шагая» пальчиками, локоть не опускать на стол.
Вариант 2
Цель: формировать навыки слоговой структуры слова; развивать движения рук и произвольную моторику при участии речи.
Оборудование: дощечки – пальцеходы.
Описание. Ребенок «ходит» по кружочкам указательными и средними пальцами сначала правой руки, затем левой руки, наступая на пуговицы, приговаривая слова стихотворения.
Ходит цапля по болоту
На прогулку, на работу.
Очень нужно цапле там
Взять еду своим птенцам.
Вариант 3
Цель: формировать навыки слоговой структуры слова; развивать движения рук и произвольную моторику при участии речи.
Оборудование: дощечки – пальцеходы.
Описание. Ребенок «ходит» другими пальцами:
– указательным и безымянным;
– указательным и мизинцем;
– большим и мизинцем;
– большим и указательным;
– большим и средним;
– большим и безымянным;
– средним и безымянным;
– средним и мизинцем;
– безымянным и мизинцем.
Упражнение «Межполушарный лабиринт»
Цель: синхронное выполнение упражнения обеими руками.
Оборудование: доска с двумя зеркально расположенными лабиринтами.
Описание. Сначала лабиринт проходят одной ведущей рукой. Ребёнок помещает пальчиковую фишку в начало лабиринта и передвигает её по часовой стрелке, затем ведёт обратно. Потом то же самое проделывает второй рукой.
Когда движения получаются чёткими и уверенными, пора проходить лабиринты одновременно двумя руками. Сначала в одном направлении, потом в другом.
Можно менять направление движения для каждой руки: правая движется от начала лабиринта в конец, а левая – из конца в начало.