Занятие направлено на формирование у детей представлений о профессии метеоролога и роли его деятельности в жизни людей других профессий. Дети знакомятся с приборами (термометр, метеозонд, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер, ветряной рукав), которые помогают человеку прогнозировать погоду, закрепляют представления о природных явлениях.
Ольга ХОМЕНКОВА,
заместитель заведующего по основной деятельности,
ГУО «Детский сад № 5 г.п. Корма»,
Гомельская область
Цель: формирование у детей элементарных представлений о погоде и её значении в жизни человека.
Задачи:
– формировать у детей представления о профессии метеоролога, подвести к пониманию особенностей деловых и личностных качеств людей данной профессии и познакомить с различными метеорологическими приборами;
– развивать познавательный интерес, логическое мышление, слуховую и зрительную память;
– обогащать словарный запас детей: барометр, метеоролог, флюгер, гигрометр;
– воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, интерес к основам экологической культуры и к необычной профессии.
Материалы и оборудование: мультиборд, презентация «Метеостанция и оборудование»; полиэтиленовый пакет, модель глобуса среднего размера, разрезанный апельсин, настольная лампа; карточки с изображением термометров с разными показателями температуры и карточки с записью показателей температуры на каждую пару детей; стаканчики с водой (с разным объёмом воды), мерные стаканчики на каждую пару детей, листочки с капелькой для записи объёма жидкости; разные по размеру и весу пустые картонные коробочки, трубочки по количеству детей, фен.
Предварительная работа: наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарём природы, просмотр мультфильмов «Что такое климат?», «Смешарики. Метеорология».
Методы и приёмы: наглядные – рассматривание, демонстрация; словесные – вопросы, объяснение, сравнение; игровые – дидактическая игра; практические – упражнения, продуктивная деятельность, моделирование.
Современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии.
Ход занятия
Организационный момент: «Звенит колокольчик»
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
Форма организации деятельности детей: фронтальная.
Педагог.
Колокольчик мой звенит –
Вместе всех собрать спешит!
Рассказ «До свидания, Солнышко»
Цель: формирование умения воспринимать художественное произведение.
Способ организации деятельности: фронтальный.
Дети подходят к педагогу.
Ребята, я хочу вам рассказать историю одной девочки, хотите послушать? Тогда присаживайтесь удобнее.
Вечером маленькая девочка прощалась с Солнышком. Оно садилось за горизонт.
– До свидания, Солнышко, – сказала девочка.
– До свидания, девочка, – ответило Солнышко. Ложись спать. Я тоже отдохну. Рано утром я проснусь и ласково встречу тебя. Жди меня вон в том окошке.
Легла девочка спать. Снится ей голубое небо. Вот и Солнышко взошло. Ласковым лучом дотронулось оно до лица девочки. Проснулась девочка и говорит:
– Добрый день, Солнышко! Как я рада тебе!
Проблемная ситуация «Что было бы, если бы солнце исчезло?»
Цель: развитие у детей умения осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях.
Способ организации деятельности детей: фронтальный.
Ребята, а вы радуетесь солнышку, как эта девочка? А почему вы радуетесь солнцу? Возможна ли жизнь на Земле без солнца? Давайте порассуждаем, что было бы, если бы солнце исчезло? (Дети высказывают предположения.)
Да, ребята, жизнь без солнца на Земле невозможна. Но, сегодня мы с вами поговорим о…, а о чём вы догадаетесь, отгадав загадку:
Есть общее название
Природы состояния.
От времени года
Зависит… (погода).
Упражнение-рассуждение «Что такое погода?»
Цель: развитие умения отвечать на вопросы, осуществлять элементарную поисковую деятельность.
Способы организации деятельности: фронтальный, индивидуальный.
Вопросы к детям:
– Как вы думаете, что такое погода?
– Зачем людям знать, какая будет погода?
Погода – это состояние атмосферы. Атмосфера – это воздушная оболочка земли.
Моделирование «Атмосфера»
Цель: формирование у детей представления об атмосфере Земли.
Способ организации деятельности детей: фронтальный.
Педагог показывает модель атмосферы.
В полиэтиленовый пакет напускает воздух и демонстрирует детям. Воздух невидимый. А затем полиэтиленовый пакет надевает на глобус – это и есть «атмосфера».
Затем показывает детям разрезанный апельсин и предлагает представить, что это Земля, а кожура – это атмосфера вокруг Земли. В атмосфере есть кислород и другие газы, которые необходимы всему живому.
– Всегда ли погода одинакова? (Ответы детей)
Погода бывает разной. Она изменчива, но местный климат – постоянен.
– Кто вспомнит и расскажет, что такое климат?
Климат – это средняя погода данной местности. Погода и климат определяют, в каких домах мы живем, какую пищу едим, каких животных и растения разводим.
Так у нас круглый год погода меняется, в зависимости от времени года.
А откуда мы можем узнать о погоде? (Ответы детей)
О погоде мы можем узнать из газет, по телевидению, в интернете.
А еще есть такая наука метеорология. Метеорология – это наука о погоде.
Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами.
Метеорологи стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.
Как вы думаете, как называется место, где работает метеоролог? (Метеостанция).
Мы, конечно, не можем посетить такую станцию, но мы можем познакомиться с оборудованием, которым пользуется метеоролог.
Внимание на экран:
Презентация «Метеостанция и оборудование» (Приложение 1)
Цель: формирование представлений о профессии метеоролога и метеорологическом оборудовании.
Способ организации деятельности: фронтальный.
Метеорологическая станция находится на земле. На ней находится огромное количество приборов. В современных условиях метеорологи пользуются различными техническими устройствами (Слайд 1).
Среди них есть, специальный метеорологический шар метеозонд – беспилотный летающий объект. На нем находятся приборы, измеряющие давление, температуру, влажность воздуха, скорость ветра на разных высотах…. Метеозонд может подняться на высоту 30–40 км (Слайд 2).
На что похож метеозонд? (Варианты ответов)
А что ещё нужно метеорологу, для того чтобы определить погоду, мы с вами узнаем, отгадав загадки (Слайды 3–9).
В стужу и зной за окном я вишу,
Всё о погоде тебе расскажу:
Дома сидеть, или выйти гулять,
Тебе я могу подсказать.
(Термометр)
Когда мы пользуемся термометром?
Как вы думаете, для чего нужен термометр на метеостанции? (Измерять температуру воздуха и почвы)
Скажи, кто может без труда
Быстрее всех смекнуть,
Откуда ветер и куда
Он вдруг надумал дуть.
(Флюгер)
Снег, дождь и даже град
Этот прибор собрать у себя рад.
Но он осадки не просто принимает,
Этот прибор количество их измеряет.
(Осадкомер, снегомер, дождемер)
Для чего используют этот прибор? На что он похож? (На цветок)
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
(Барометр)
Барометр определяет давление, пониженное, нормальное или повышенное. И подскажет, какая погода нас ожидает – солнышко – ясная, тучка – осадки (снег или дождь). Напоминает часы, вернее будильник. Конечно, барометр не предсказывает погоды – он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать.
От влажности воздуха зависит погода.
А как же мы сможем ее узнать?
Я предлагаю подумать немного
И название прибора мне тотчас назвать.
(Гигрометр)
Ребята, скажите, пожалуйста, как называется прибор, который помогает определить силу ветра? (Ветряной рукав или вертушка). Чем быстрее лопасти вертушки крутятся, тем сильнее ветер.
Обо всех сильных движениях воздуха из космоса наблюдает спутник (Слайд 10). Метеорологический спутник – искусственный спутник Земли, созданный для получения из космоса метеорологических данных о Земле, которые используются для прогноза погоды. Спутники несут на борту приборы, с помощью которых наблюдают в частности за температурой поверхности Земли и облачным, снеговым и ледовым покровом, делают фотоснимки Земли.
А как вы думаете, сложно ли работать метеорологом?
Ребята, я предлагаю вам поработать метеорологами, вы будете собирать информацию о погоде.
Упражнение «Запиши температуру»
Цель: формирование представлений о работе термометра.
Способ организации деятельности детей: работа в парах.
Подойдите к столам. Перед вами лежат карточки с изображением термометров, на которых красная шкала показывает температуру, а также карточки с цифрами. Если температура выше ноля градусов, то перед цифрой ставится знак плюс, а если столбик на градуснике показывает ниже ноля градусов, то запись ведётся со знаком минус. Вам, ребята, необходимо соединить изображение термометра с цифровой надписью.
Упражнение «Флюгер»
Цель: развитие внимания.
Способ организации деятельности детей: фронтальный.
А сейчас я предлагаю вам побыть в образе флюгера. Я буду подавать команды, откуда дует ветер, а вы будете показывать. Если ветер дует с севера, поставьте руки на пояс; если ветер дует с юга – руки поставьте за голову; ветер дует с востока – руки поднимите вверх; ветер дует с запада – руки опустите вниз.
Готовы? Начали! (Педагог называет часть света, дети показывают соответствующее движение).
Игра-упражнение «Осадкомер»
Цель: развитие умения измерять объём жидкости с помощью мерного стакана.
Способ организации деятельности: работа в парах.
Сейчас юные метеорологи будут измерять уровень выпавших осадков. Подойдите к столам. Перед вами стоит пустой стакан, на котором есть шкала делений, – это мерный стакан. И стакан с водой. Вам предстоит узнать, сколько миллилитров в вашем стакане воды. А для этого жидкость из стакана нужно перелить в мерный стакан и определить, сколько миллилитров осадков в вашем стакане и записать маркером цифру на полоске с капелькой.
Дети в парах переливают жидкость из стакана в мерный стакан по очереди и записывают результат.
Опыт «Шишка – гигрометр»
Цель: развитие наблюдательности.
Способ организации деятельности детей: работа в парах.
Влажность – это количество водяных паров в воздухе. Прибор гигрометр высокочувствителен и показывают влажность очень точно. Существуют природные гигрометры – это шишки. Когда воздух сухой, шишка раскрывается, а когда влажность повышается, то шишка закрывается. Возьмите на ваших столах шишку, рассмотрите её и определите: раскрыты чешуйки у шишки или нет? Значит у нас в помещении воздух сухой.
Положите шишку в воду, а в конце занятия мы посмотрим, как влияет влажность на шишки.
Игра-опыт «Слабый и сильный ветер»
Цель: уточнение представлений о ветре, силе ветра.
Способ организации деятельности детей: работа в парах.
Ребята, а кто скажет, что такое ветер? Можем ли мы его почувствовать? Правильно, ветер – это движение воздуха. Воздух мы не видим, но можем его почувствовать, когда он движется.
Ребята, перед вами на столах лежат разные коробочки, рассмотрите их, потрогайте, скажите, какие они по весу: лёгкие или тяжёлые.
Возьмите трубочки и подуйте через них на коробочки, что у вас получается? Ветер слабый не сдувает предметы.
Педагог показывает детям фен, включает его и дует на детей.
Вы чувствуете воздух?
Затем педагог направляет струю воздуха на коробочки, и они падают со стола на пол.
Ветер сильный – сдувает предметы. Какой мы с вами сделаем вывод?
Вывод: Ветер бывает разной силы. Мы можем почувствовать даже слабый ветер, но сильный ветер сдувает с места предметы, ломает деревья и т.д.
Игра-беседа «Людям каких профессий полезна работа метеорологов» с презентацией «Людям каких профессий важна работа метеоролога» (Приложение 2)
Цель: формирование представлений о роли деятельности метеоролога для людей разных профессий.
Способ организации деятельности: фронтальный, индивидуальный.
Ребята, наша природа очень богата на различные погодные явления. Но метеорологи сообщают людям прогноз погоды не только для того, чтобы люди правильно одевались, выходя на улицу. Прогноз погоды необходим людям многих профессий. Как вы думаете, какие это профессии?
Посмотрите, пожалуйста, на экран, людей какой профессии вы видите?
– Работники сельского хозяйства, хлеборобы. Как вы думаете, зависит ли работа хлеборобов от прогноза погоды? Да, хлеборобы обязательно должны знать, можно сажать или сеять семена в землю, потому что, если будет очень холодная погода, семена не прорастут, а погибнут (Слайд 1).
– Летчики. А как зависит работа пилота от погоды? Летчикам необходимо знать погоду; если сильный ветер, сильная облачность, то полеты отменяются (Слайд 2).
– Строители-монтажники, крановщики. Могут ли строители выполнять свою работу, когда дует сильный порывистый ветер? Если сильный ветер, высотные строительные работы запрещаются (Слайд 3).
– Водители. Может ли работать водитель, когда на улице сильный туман, порывистый и ураганный ветер, сильный снегопад? Если ожидается порывистый, ураганный ветер, то водители не выходят в рейс (Слайд 4).
– Путешественники, геологи. А как же могут работать путешественники и геологи в непогоду? При неблагоприятной погоде (проливные дожди, ураганный ветер) люди не совершают туристические походы, не прокладывают туристические маршруты, а ждут хорошего прогноза погоды (Слайд 5).
– Штурманы кораблей. А вот и штурман корабля, он поведёт корабль в открытое море, когда приближается шторм? При приближении шторма корабли не выходят в море (Слайд 6).
Ребята, вы видели людей разных профессий, для их успешной работы нужна хорошая погода.
Рефлексия. Самоанализ деятельности детей
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
Способ организации деятельности детей: фронтальный, индивидуальный.
Ребята, мы все хорошо поработали метеорологами. Как вы думаете, у вас все получилось? С какой профессией вы сегодня познакомились? Важно ли то, что вы сегодня узнали?
Ребята, посмотрите, у меня на подносе разноцветные самолётики. Подумайте…
– Если считаете, что вы много узнали о работе метеоролога, вам было интересно узнавать новое, возьмите желтый самолетик
– Если было неинтересно, что-то непонятно, затруднялись в чем-то, возьмите зеленый самолетик.
– А если хотите узнать о профессии метеоролога больше, возьмите красный самолетик.
В зависимости от выбора самолётиков педагог уточняет у ребят, что им понравилось на занятии, что было новым, интересным, о чём они хотели бы ещё узнать больше, а что было трудным, непонятным.
Спасибо, ребята! А наше занятие подошло к концу.
Приложение 1
Презентация «Метеостанция и оборудование»
Использование презентация позволит педагогу наглядно продемонстрировать оборудование, используемое метеорологом в своей профессии. В презентации представлены: метеозонд, термометр, флюгер, осадкомер, барометр, гигрометр, ветряной рукав.
Приложение 2
Презентация «Людям каких профессий важна работа метеоролога»
Использование презентация позволит педагогу дать детям представления о профессиях людей и зависимости их деятельности от погодных условий (хлебороб, пилот, строитель (крановщик), боцман, водитель, путешественник (геолог) и др.).