Путешествие по родному краю. Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и природа», «Ребенок и общество» для воспитанников старшей группы (5–6 лет)

- 9:30ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Татьяна РАКИЦКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 3 г. Браслава»,
Витебская область

 

Программные задачи:

– продолжать формировать представления о родном населенном пункте и его достопримечательностях, о народных ремеслах города Браслава;
– расширять представления о разнообразии животного и растительного мира родного края;
– развивать активное речевое общение в различных игровых ситуациях;
– воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, уважительное отношение к истории и культуре Родины, ценностное отношение к окружающей природе.

 

Предварительная работа: знакомство с легендой города Браслава (просмотр мультфильма) https://drive.google.com/file/d/1K8WDmeofMYzVp8t9AnilxfTPMzETjsVw/view?usp=share_link; виртуальная экскурсия по городу Браславу, беседа о городе, рассматривание фотографий в альбоме о Национальном парке «Браславские озёра», о родном городе, знакомство с ремеслами Браславщины, отгадывание загадок о животных и растениях родного края.

Материалы и оборудование: технические средства обучения (интерактивной стол); мультимедийные средства (мультимедийная презентация, интерактивная игра «Животный и растительный мир родного края»); демонстрационный и раздаточный материал (иллюстрации для дидактической игры «Достопримечательности родного края»).

 

Ход занятия

1 Организационный момент

Этюд-приветствие «Здравствуй, небо голубое…»

Цель: организовать воспитанников и создать положительный эмоциональный фон.

Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас стать в круг и поздороваться друг с другом словами из стихотворения:

Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка-земля,
Здравствуйте, мои друзья! (Дети здороваются друг с другом).

 

2 Вводная часть

Сюрпризный момент (за кадром слышится звук СМС)

Цель: заинтересовать и активизировать внимание воспитанников к дальнейшей деятельности, развивать познавательный интерес, концентрацию и устойчивость внимания.

Ребята, что это за звук? (Ответы детей).

(На экране интерактивного стола воспитатель открывает слайд с изображением письма)

Ребята, посмотрите, Исследователь прислал нам письмо. Присядьте на стульчики. Сейчас мы послушаем и узнаем, о чем же он нам пишет?

Голос за кадром.

«Здравствуйте, ребята. Я – Исследователь и очень люблю путешествовать. Изучая карту, я увидел город Браслав. Он мне очень понравился. Там много живописных мест и достопримечательностей. Я очень хотел бы его посетить, но, случилась беда – ключ от вашего города рассыпался на мелкие пазлы, а без него я не смогу открыть городские ворота. Я очень хочу приехать к вам в Браслав. Ребята, мне очень нужна ваша помощь».

Ребята, поможем Исследователю? (Ответы детей)

Оказывается, чтобы собрать ключ, нужно отправиться в виртуальное путешествие, где на каждой странице в интернете размещено задание, которое нужно выполнить. Если всё будет выполнено верно, на экране появится часть пазла с изображением ключа, и будет разрешен доступ к следующей странице. Ребята, мы поможем Исследователю? (Ответы детей).

 

3 Основная часть

Присядьте на стульчики. Наше путешествие начинается.

Задание 1. «Легенда города Браслава»

Цель: закрепить представления воспитанников о легенде города Браслава, повысить познавательный интерес.

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое Родина? (Ответы детей)

Родина – это место, где ты родился и живешь, где живут твои родные люди. Место, где твой дом. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем родной уголок. У одних это большой город, у других маленькая деревенька.

Ребята, мы уже познакомились с легендой нашего города. Чтобы выполнить первое задание, нам нужно вспомнить легенду о городе Браславе, отвечая на вопросы. На экране размещены подсказки.

Как звали богатого и уважаемого князя? (Двин)
Как звали жену князя Двина? (Друйка)
Как звали дочь князя Двина? (Дрива)
Вспомните, пожалуйста, имена трёх братьев, которые претендовали на руку и сердце Дривы? (Снуд, Брас, Нов)
Что устроила Дрива между князьями? (Соревнования)
Женился ли Брас на Дриве? (Нет)
Кто остался управлять городом? (Брас)

Голос за кадром.

Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием. Вот ваш первый пазл. Вам разрешен доступ к переходу на следующую страницу.

Задание 2. «Достопримечательности родного края»

Цель: расширять представления воспитанников о достопримечательностях города.

На этой странице нас ждет новое задание. Для его выполнения вам нужно подойти к столам: девочки – к розовому, мальчики – к синему. Из картинок, размещенных на столах, необходимо выбрать картинки с изображением достопримечательностей города Браслава. Проверить правильность выполнения задания друг у друга.

Голос за кадром.

Очень хорошо. Вы легко справились и с этим заданием. Вот вам второй пазл. Доступ к переходу на следующую страницу разрешен.

Задание 3. Интерактивная игра «Животный и растительный мир»

Цель: развивать внимание, наглядно-образное мышление, закреплять умение узнавать и называть животных и растения ближайшего окружения.

Ребята, вы уже знаете, что на территории нашего района находится Национальный парк «Браславские озера». Следующее задание покажет, насколько хорошо вы знаете растения и животных родного края.

(Выполнение интерактивного задания. На первом слайде изображены животные: зубр, косуля, верблюд, жираф, белка, слон, дикий кабан, лиса, панда, зебра, лось; на втором – растения: камыш, сон-трава, подснежник, ромашка, василек, борщевик Сосновского, ландыш, кактус, пальма. Дети должны выбрать изображения только тех растений и животных, которых мы можем встретить в наших лесах).

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Цель: развивать умение устанавливать связь между средой обитания (нора, дупло и т.д.), внешним видом и жизнью животных; развивать внимание, мелкую моторику, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук.

А сейчас приглашаю вас подойти к столу. Выберите себе конверт любого цвета и присядьте за столы. Для выполнения этого задания вам нужно вспомнить, кто где живет, чтобы подобрать подходящий дом для каждого животного. Вам нужно соединить животных с их домиками и объяснить свой выбор (воспитанники индивидуально выполняют задание).

После выполнения задания  воспитатель приглашает ребят подойти к интерактивному столу.

Голос за кадром.

Молодцы, вы отлично знаете растения и животных родного края. Вот вам третий пазл. Следующая страница открыта.

Задание 4. Подвижная игра «Наш город»

Цель: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим, способствовать координации речи с движением, развивать подражательность.

Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть. Мы с вами отправимся на прогулку. Подойдите все ко мне и встаньте в круг. Я буду произносить текст и выполнять действия, а вы повторяйте за мной.

Мы по городу идём (маршируют)
Звонко песню мы поём (хлопают в ладоши)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Красиво ноги поднимаем
Делай шаг, раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повернулась голова
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

Голос за кадром.

Здорово, ребята, вы очень подвижные и веселые. Вот ваш четвертый пазл. Доступ к следующей странице открыт.

Задание 5. Браславский музей традиционной культуры

Цель: продолжать формировать представления о белорусских народных ремеслах, упражнять в умении группировать предметы по способам их изготовления (гончарство, ткачество, соломоплетение, лозоплетение).

Ребята, мы были с вами на экскурсии в Браславском музее ремесел. Вам там очень понравилось? (Ответы детей).

Раздается стук в дверь, заходит девушка в белорусском национальном костюме Алеся.

Алеся. Здравствуйте, ребята. Я слышала, что вы посетили Браславский музей ремесел. Это очень здорово. Уверена, что вы узнали много нового и интересного. У меня есть чемодан, в котором размещены предметы, изготовленные мастерами нашего города. Но случилась одна неприятность, все эти предметы перепутались. А я забыла, что как называется и из чего сделано. Может, вы мне поможете? Ведь вы были в музее и сможете назвать все предметы. (Ответы детей).

Вам нужно сгруппировать предметы, которые находятся в чемодане по способам их изготовления (гончарство, ткачество, соломоплетение, лозоплетение), а я уложу их аккуратно, чтобы они не перепутались снова.

(Выполнение задания детьми)

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Вы очень мне помогли. А мне пора. Возможно, в музей уже пришли новые посетители и мне нужно рассказать про ремесла нашего города. До свидания! (Алеся уходит).

Голос за кадром.

Отлично. Все задания выполнены. Вы очень хорошо знаете свой город. Держите ключ от городских ворот (на экране появляется ключ).

Ведущий. Ребята, ворота все еще закрыты. Но у нас уже собран ключ. И сейчас мы попробуем их открыть.

Воспитатель касается ключа, изображенного на слайде, и ворота открываются.

3 Окончание занятия

Подведение итогов и рефлексия

Цель: уточнить усвоение воспитанниками программных задач, проанализировать результаты деятельности воспитанников.

Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились, были внимательными, активными и любознательными. Ключ собран, ворота открыты, нужно об этом как-то сообщить Исследователю. Как вы думаете, как нам это сделать? (Варианты ответов детей).

Может быть, мы запишем и отправим ему голосовое сообщение? (Ответы детей). Тогда приступим.

Я начну, а вы продолжите. Дорогой Исследователь, мы собрали ключ и приглашаем тебя на экскурсию. Где ты узнаешь, о чем…? что …? где …?  (Ответы детей).

Молодцы, ребята, наше сообщение записано, отправляем его Исследователю (воспитатель касается изображения микрофона на экране интерактивного стола. Микрофон мигает и слышится голос за кадром: «Ваше сообщение доставлено»).

Сообщение доставлено адресату. Когда Исследователь его прослушает, то узнает, что мы собрали ключ и открыли городские ворота. Теперь он сможет приехать в наш красивый город Браслав.

 

Литература:

1 Учебная программа дошкольного образования, утвержденная Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 № 229 – Минск : Национальный институт образования, 2022.
2 Давидович, А.Л. Мир, в котором я живу: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л.Давидович, Е.И.Смолер. – Минск : Национальный институт образования, 2020. – 208 с. – (УМК «Мои первые уроки»).
3 Ладутько, Л.К. Удивительный мир природы. От 5 до 6 лет: учебно-наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языком обучения/ Л.К.Ладутько. – Минск : Аверсэв, 2017. – 48 с.

4 Орловская, А.В. Дикие животные Беларуси: наглядно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. – Мозырь, 2020
5 Анцыпирович, О.Н. Основы методики дошкольного образования/ О.Н.Анцыпирович [и др.]. – Минск : «Новое зрение», 2018 – 390 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий