Автор описывает используемые ею на уроках русского языка приемы, которые способствуют формированию у учащихся чувства любви к Родине, умению работать самостоятельно, оценивать результаты своего труда.
Наталия ДОСОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Филатовская средняя школа имени С.А.Ловенецкого»
Круглянского района,
Могилевская область
Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, что является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока.
Каковы же наиболее эффективные приемы реализации воспитательного потенциала уроков русского языка?
В качестве примера приведу описание нескольких приемов, которые (как показывает моя практика) способствуют формированию у учащихся чувства любви к Родине, умению работать самостоятельно, оценивать результаты своего труда.
Приём «Синтаксический конструктор. Четвертое лишнее»
Краткое описание. Учащиеся должны определить вид придаточной, расставить знаки препинания, найти «четвертое лишнее» по виду придаточной части и проверить по ключу. Это формирует умения самостоятельно отработать навыки разграничения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.
Класс: 9-й.
Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной».
Этап урока: операционно-познавательный.
Воспитательная задача: содействовать формированию у учащихся чувства любви к Родине, умению работать самостоятельно.
Задание
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Определить вид придаточной, расставить знаки препинания, найти «четвертое лишнее» по виду придаточной части. |
Ключ |
Приём «Распределительный цифровой диктант»
Краткое описание. Учащиеся распределяют предложения в два столбика: первый – с простым глагольным сказуемым, второй – с составным глагольным сказуемым, указав только их номера. Проверяют по ключу. Такой приём позволяет организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся на усвоение новых знаний, применить теоретические знания на практике, создать ситуацию взаимодействия. Требует минимального количества времени для выполнения задания.
Класс: 8-й.
Тема: «Составное глагольное сказуемое».
Этап урока: операционно-познавательный.
Воспитательная задача: содействовать формированию у учащихся патриотических чувств, умению оценивать результаты своего труда.
Задание
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Распределите предложения, указав только их номера, в два столбика: первый – с простым глагольным сказуемым, второй – с составным глагольным сказуемым. |
Распределяют предложения. Проверяют по ключу. |
Приём «Сопоставительный анализ текстов» (Работа в группах)
Краткое описание. Работа с текстом позволяет установить осознанность усвоения изучаемой темы, устранить пробелы в знаниях, формирует навыки читательской грамотности, что даёт возможность быстро анализировать и понимать суть информации, логично и последовательно мыслить. Для развития эстетического вкуса у учащихся работу с текстом целесообразно сопровождать музыкальными произведениями русских композиторов. Данный текст можно читать под звучание мелодии Чайковского «Времена года».
Класс: 7-й.
Тема: «Причастие как особая форма глагола».
Этап урока: операционно-познавательный.
Воспитательная задача: содействовать развитию эстетического вкуса у учащихся через прикосновение к прекрасному, развитию культуры взаимоотношений при работе в группах.
Задание
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Начинает звучать мелодия Чайковского Ноябрь “Времена года”. |
Выполняют задания, обсуждают свои решения. Определяет время причастий, делают вывод, что причастие не имеет будущего времени. |
Приём «Реши тест»
Класс: 9-й.
Краткое описание. Тестовое задание позволяет установить степень усвоения нового материала, создать условия для взаимоконтроля, самокоррекции и самооценки знаний и способов действий, стимулировать учащихся на самообразование. Учащиеся самостоятельно проводят взаимопроверку и устраняют пробелы в знаниях, выполняя работу над ошибками. Учитель предлагает тестовое задание и организует взаимопроверку по ключу с последующей коррекцией. Анализирует степень усвоения темы и выполнение задач урока.
Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной».
Этап урока: контрольно-коррекционный.
Воспитательная задача: содействовать воспитанию чувства ответственности за свой выбор, умению оценивать результаты своего труда.
Задание
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предлагает тестовое задание и организует взаимопроверку по ключу с последующей коррекцией. Анализирует степень усвоения темы и выполнение задач урока. |
Выполняют тестовое задание, (взаимопроверку по ключу), работу над ошибками |
Приём «Распределительный диктант»
Класс: 8-й.
Краткое описание. Приём «Распределительный диктант» позволяет организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия. Используется для формирования орфографической зоркости. Направлен на развитие умений определять части речи и их разряды или находить орфограммы и определять их тип. Учитель организует работу в паре. Предлагает карточки со словами, среди которых нужно отобрать причастия (1-я, 2-я группы), прилагательные (3-я группа), глаголы (4-я группа).
Тема: «Причастие как особая форма глагола».
Этап урока: операционно-познавательный.
Воспитательная задача: создать условия для воспитания культуры
индивидуальной коллективной учебной деятельности.
Задание
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организует работу в паре. Предлагает карточки со словами, среди которых нужно отобрать причастия (1-я, 2-я группы), прилагательные |
Работают в паре, обсуждают свои решения, делают выводы. Проверяют свою работу по ключу (ключ на доске). |
Приём «Распределительный тест с перфокартой»
Класс: 7-й.
Краткое описание. Перфокарты позволяют проверить знания учащихся по всем орфограммам. Используются для формирования навыков письма. Такой приём экономит время проведения контроля и проверки заданий. Одна перфокарта может состоять из нескольких заданий на разные правила. С помощью ключа из букв учащийся быстро зрительно видит ошибки, не читая все слова или текст.
Тема: «Употребление предлогов».
Этап урока: операционно-познавательный. Проверка домашнего задания.
Воспитательная задача: содействовать умению работать в парах, оценивать результаты своего труда.
Задание
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предлагает перфокарту. |
Учащиеся записывают слитно – с, раздельно – р. |