Формирование представления о цианобактериях; изучение строения и процессов жизнедеятельности цианобактерий; раскрытие роли цианобактерий в экосистемах.
Оксана АНДРУКОНИС,
учитель химии и биологии
ГУО “Дотишская средняя школа”
Вороновского района,
Гродненская область
Цели урока:
– сформировать представления о цианобактериях; изучить строение и процессы жизнедеятельности цианобактерий; раскрыть роль цианобактерий в экосистемах;
– развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
– воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, мобильные телефоны, инструктивные карточки, листы самооценки.
Эпиграф к уроку: «Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путём собственной деятельности», – Адольф Дистервег.
Ход урока
I Ориентировочно-мотивационный этап
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку
– Эпиграфом к нашему уроку будет служить цитата немецкого педагога Адольфа Дистервега: «Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путём собственной деятельности».
– Сегодня мы с вами продолжим овладевать знаниями путём собственной деятельности. Исследование – всегда интересное занятие. Особенно тогда, когда исследуешь что-то новое и интересное. На уроках биологии мы много исследуем интересного из жизни живых организмов. На прошлых уроках мы с вами знакомились с древнейшими живыми организмами. Что это за организмы? (Бактерии.)
Проверка домашнего задания
– Насколько хорошо вам запомнился материал предыдущего урока, мы с вами сейчас проверим. У вас на столах лежат листы самооценки (Приложение 1), в которые вы будете заносить баллы, получаемые на протяжении всего урока. Это позволит определить, каким баллом можно оценить вашу работу на уроке. После выполнения теста на слайде появится ключ ответов, по которому вы сможете проверить тест. Для выполнения тестовой работы вам понадобится 7 минут. (Выполнение теста.)
– Молодцы! Результаты занесите в лист самооценки.
Проблемный вопрос
– Скажите, а как вы думаете, возможно ли существование природы и человека без бактерий?
– Почему вода в мелких природных водоёмах летом часто приобретает зелёную окраску? (Это связано с массовым размножением сине-зелёных водорослей.)
– Среди бактерий особое место занимают цианобактерии (слово записано на доске), они в основном населяют пресные водоёмы, некоторые живут на влажной почве, нижней части стволов деревьев. Небольшое количество видов обитает в морях.
Скажите, пожалуйста, что бы вы хотели узнать о цианобактериях? (Постановка цели.)
– Таким образом, целью нашего урока является: познакомиться и изучить строение и процессы жизнедеятельности цианобактерий; раскрыть роль цианобактерий в экосистемах. Для этого нам нужны будут навыки работы с учебным пособием, листами самооценки, инструктивными карточками, мобильными телефонами, таблицами.
– Исследование мы будем проводить по следующему плану:
1. Схема строения клетки цианобактерии.
2. Питание цианобактерий.
3. Размножение цианобактерий.
4. Значение цианобактерий.
II Операционно-познавательный этап
Работа в парах
– А теперь я предлагаю вам поработать в парах. Мы продолжаем наше исследование.
Задание для первой пары.
Необходимо провести исследование (учебное пособие на с. 23) и составить схему строения цианобактерий. Заполнить инструктивные карточки (Приложение 2).
После проведения исследования необходимо сделать вывод: чем клетки цианобактерий отличаются от клеток других бактерий?
Задание для второй пары.
Необходимо ответить на вопрос: «Как питаются цианобактерии?» Работа с учебным пособием на с. 25. Заполнить инструктивные карточки (Приложение 3).
Вопросы для первой пары:
1. Какую форму имеют клетки цианобактерий? (Шаровидную, эллипсоидную, цилиндрическую, бочонковидную формы.)
2. Чем клетки цианобактерий отличаются от клеток других бактерий? (Цианобактерии в отличие от других бактерий способны к фотосинтезу, выделяют кислород; поглощают неорганические вещества и вырабатывают из них органические; являются прокариотами, поэтому не имеют ядра.)
Вопросы для второй пары:
- Как питаются цианобактерии? (Цианобактерии питаются органическими веществами, которые образуют сами. Они способны усваивать углерод из углекислого газа, используя для этого солнечную или химическую энергию, и образуют готовые органические вещества.)
2. Учёные предлагают использовать цианобактерии для получения кормового и пищевого белка, витаминов и др. Если при таком использовании из водоёмов будут постоянно удаляться размножившиеся цианобактерии, то будет ли происходить замор рыбы? Почему? Какие изменения в водоёме могут произойти? (Замор рыбы происходить не будет, т.к. в воду не будут выделяться ядовитые вещества, потому что размножившиеся цианобактерии будут постоянно удаляться из водоёмов.)
Физкультминутка
Приём «Весы знаний»
– Положите на левую ладонь знания по данной теме в начале нашего урока, а на правую – знания, которыми вы овладели в конце урока. На какой ладошке «груз» оказался большим? Что больше всего запомнилось? Что удивило на уроке?
– Вот мы и подошли к следующим пунктам плана.
Задание первой группе.
Задача состоит в том, чтобы самостоятельно разобраться с размножением цианобактерий, познакомиться с учебным материалом на с. 26 и составить паспорт размножения цианобактерий (Приложение 4).
Задание второй группе.
Самостоятельная работа. Задание для самостоятельной работы – определить значение цианобактерий – зашифровано в QR-коде (Приложение 5). Работа с учебным пособием и интернет-источниками.
Подведение итогов работы.
Вопросы первой группе.
1. Что вы можете сказать про процесс размножения цианобактерий? (Размножение одноклеточных организмов осуществляется путём деления клеток пополам, а колониальных – распадом колоний на мелкие части.)
2. Как происходит размножение нитчатых бактерий? (Делением нити на отдельные фрагменты.)
3. Как называется массовое размножение цианобактерий? (Цветение воды.)
4. Что происходит с цианобактериями после массового размножения? (Они гибнут.)
Вопросы второй группе.
1. Какое значение имеют цианобактерии для природы и жизни человека? (Обогащают почву органическими веществами и азотом; обогащают водоёмы и воздух кислородом; служат кормом для некоторых водных организмов; цианобактерии добавляют в корм скота в качестве источника белка, сахаров, минеральных веществ; отдельные виды бактерий человек использует в пищу; из спирулины получают пищевой белок, который используют как дополнение к пище.)
– Спасибо за работу!
– Вот и подошло к концу наше исследование цианобактерий. Все пункты плана мы рассмотрели.
III Контрольно-коррекционный этап
Решение биологических задач
– Предлагаю для закрепления новой темы решить биологические задачи.
1) Постройте цепочку из событий, следующих за массовым размножением и гибелью цианобактерий в пруду. (Массовое размножение цианобактерий → отмирание цианобактерий → поедание цианобактерий гетеротрофными бактериями → выделение в воду яда → потребление большого количества кислорода гетеротрофными бактериями → массовая гибель рыб и других живых существ в этом водоёме → запрет на пользование водоёмом.)
2) Семья Люды решила создать искусственный водоём возле загородного дома. Рабочие с помощью экскаватора вырыли котлован, утрамбовали дно и откосы будущего пруда. Водоём заполнили водой. Спустя несколько месяцев вода в водоёме зацвела. Что не учла семья Люды при планировании водоёма? Предложите меры по предотвращению цветения воды в пруду. (Семья не учла то, что перед наполнением водой водоёма нужно было удалить все сорняки с берегов пруда. Для предотвращения цветения воды нужно периодически чистить водоём специальными химическими веществами. Вода цветёт при избыточном количестве света и органики в пруду, а значит, для её уменьшения в воде надо создать систему фильтрации и циркуляции воды, создать максимально естественную среду – завести декоративные растения.)
Игра «Журналисты»
Учитель предлагает учащимся написать заметку в школьную стенгазету по теме «Цианобактерии» согласно предложенному плану.
План
1. Что такое цианобактерии?
2. Какую форму имеют клетки цианобактерий?
3. Согласны ли вы с утверждением: цианобактерии полезны как для человека, так и для природы?
Проверка. После проверки работ можно опубликовать в школьной газете лучшие заметки.
IV Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов урока
Оценивание работы учащихся при помощи листа самооценки.
– Вернёмся с вами к цитате Адольфа Дистервега. Овладели ли мы новыми знаниями путём собственной деятельности?
Рефлексия. Приём «Весы знаний
– Положите в левую ладонь знания по данной теме в начале урока, а на правую – знания, которые у вас есть в конце нашего исследования. На какой ладошке «груз» оказался большим? Что запомнилось, удивило на уроке? Овладели ли вы знаниями собственной деятельностью на уроке?
V Информация о домашнем задании
§ 4, повторить § 1–3, подготовка к обобщению и систематизации знаний по главе «Бактерии».
Приложение 1
Лист самооценки
Этап урока |
Балл |
Проверка домашнего задания |
|
Изучение новой темы |
|
Закрепление нового материала |
|
Общий балл за урок |
|
Приложение 2
Инструктивная карточка
Отметьте в таблице основные части строения клетки цианобактерий.
После проведения исследования сделайте вывод: чем клетки цианобактерий отличаются от клеток других бактерий?
Части клеток бактерий | Другие бактерии | Цианобактерии |
Приложение 3
Инструктивная карточка
Закончи предложение «Как питаются цианобактерии?».
Цианобактерии – ………….. организмы. Они осуществляют ………….. – из углекислого газа и воды под действием солнечного света синтезируют органические вещества. При этом выделяют ………….., обогащающий среду обитания. Многие представители цианобактерий, подобно клубеньковым бактериям, способны использовать ………………. . При этом цианобактерии преобразуют азот в соединения, которые усваивают растения. После отмирания цианобактерий среда их обитания обогащается …………….. .
Приложение 4
Инструктивная карточка
Составьте паспорт размножения цианобактерий.
Приложение 5
Значение цианобактерий |
Для природы |
Для человека |
|
|
|