Форсайт является действенным педагогическим средством, а использование методов стратегии форсайта – необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит. В ходе семинара-практикума в форме форсайт-сессии педагоги определяют направления деятельности коллектива гимназии по созданию практико-ориентированной образовательной среды.
Марина БАЛЮК,
учитель математики
ГУО «Гимназия № 1 имени П.Василенко г. Свислочь»,
Гродненская область
Использование методов стратегии форсайта в методической работе учреждения образования побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, профессиональному росту и личностному развитию. Знакомясь с тем или иным методом форсайта, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей педагогической деятельности. И эта инновационная работа не оставляет педагога до тех пор, пока он осознаёт, что форсайт является действенным педагогическим средством, а использование методов стратегии форсайта – необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.
Предлагаем методический семинар-практикум «Будущее гимназии – создание компетентностно-ориентированной образовательной среды».
Технология: форсайт-технология.
Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, участвующих в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.
Форсайт-технология помогает ответить на вопросы: чего хотим мы (реальные участники проекта), чего хотим достигнуть в будущем, над чем будем работать, к чему прилагать усилия.
Основа технологии: совместная работа; карта будущего (не директива, а перспектива); ставки участников (вероятность наступления события оценивают несколько человек); проверка реальностью (корректировка на ходу).
Тип форсайта: образовательный форсайт.
Образовательный форсайт – это генерирование общего информационного поля, понимание задач и вопросов развития, создание необходимых трендов для всех участников проекта.
Форма проведения: форсайт-сессия.
Форсайт-сессия – это прямой обмен мнениями по поводу существующих трендов и их развития. Формируется общее мнение, которое объединяет разные взгляды, чтобы затем перейти к практическим действиям. Задачи форсайт-сессии – ответить на вопросы: Чего хотим достигнуть в будущем? Над чем будем работать? К чему будем прилагать усилия?
Результат форсайт-сессии: визуальный образ совместного будущего практико-ориентированной образовательной среды гимназии.
Участники форсайт-сессии получают визуальный образ совместного будущего, включающего в себя ключевые тренды, события; риски/угрозы; возможности; технологии; форматы; нормативно-методические материалы; события.
Целевая аудитория: педагогический коллектив гимназии.
Цель форсайт-сессии: определение направлений деятельности коллектива гимназии по созданию практико-ориентированной образовательной среды для успешной самообразовательной деятельности учащихся.
Задачи форсайт-сессии:
– создать условия для развития инновационного мышления педагогов, их способностей анализировать меняющиеся данные и выстраивать сценарные версии будущих событий и явлений;
– прояснить намерения педагогов по созданию практико-ориентированной образовательной среды для успешной самообразовательной деятельности учащихся;
– совершенствовать коммуникативные и когнитивные умения, навыки командной и проектной работы.
Оборудование: презентация, магнитно-маркерная доска, листы бумаги для моделирования практико-ориентированной образовательной среды, маркеры.
Порядок проведения форсайт-сессии
I Заочный этап.
II Очный этап.
III Подведение итогов.
IV Рефлексия.
Ход форсайт-сессии
I Заочный этап
1. Знакомство педагогов с литературой, интернет-источниками, исследованиями будущего в области формирования и развития практико-ориентированной образовательной среды учреждения образования.
2. Анализ контекста будущего в области создания практико-ориентированной образовательной среды для успешной самообразовательной деятельности учащихся.
II Очный этап
1 Организационно-мотивационный этап
Ведущий приветствует участников.
Метод «Заверши фразу»
Для оперативного включения присутствующих в деятельность, взаимодействия, создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации ведущий предлагает завершить начатую фразу: «Для успешной самообразовательной деятельности учащихся в гимназии необходимо…». Каждый из участников поочередно произносит предложенную фразу и свой вариант ее продолжения.
Ведущий рефлексирует результаты, определяет цель и задачи семинара-практикума.
2 Информационно-деятельный этап
Участники делятся на три группы.
Работа в группах
Задание 1. Необходимо, используя литературу, интернет-источники, актуализировать основные понятия:
1-я группа – «образовательная среда»;
2-я группа – «практико-ориентированная среда»;
3-я группа – «методы стратегии форсайта для организации самообразования учащихся».
Ведущий предлагает спикерам групп презентовать итоги работы. На флипчарт прикрепляются основные определения: «образовательная среда»; «практико-ориентированная среда» и «методы стратегии форсайта для организации самообразования учащихся».
Задание 2. Разработать форсайт-идею по созданию практико-ориентированной образовательной среды гимназии для успешной самообразовательной деятельности учащихся, заполнить дорожную карту «Будущее гимназии».
Дорожная карта «Будущее гимназии»
Дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.
Временные горизонты |
Тренд |
Возможности |
Угрозы |
Формы организации учащихся |
Технологии |
|
|
|
|
|
|
Тренд – направление в создании и развитии практико-ориентированной образовательной среды гимназии, ведущая тенденция, оказывающая влияние на успешную самообразовательную деятельность учащихся.
Возможности – последствия развития тренда, которые оказывают положительное влияние, создают новые перспективы.
Угрозы – негативные последствия развития тренда.
Технологии и форматы – методические методы, приемы, средства и способы.
Задание 3. Спикеры групп по очереди представляют свои форсайт-идеи. На защиту отводится не более 5 минут.
Во время презентации остальные участники заполняют индивидуальный чек-лист.
Образец чек-листа
Тренд по созданию |
Формы организации |
Технологии и форматы |
Вопросы/комментарии |
|
|
|
|
Задача заполнения чек-листа – отразить суть представляемой форсайт-идеи и зафиксировать, какие формы и технологии можно использовать для создания практико-ориентированной образовательной среды гимназии для успешной самообразовательной деятельности учащихся. В последней колонке фиксируются вопросы, которые возникают в ходе презентации.
Ведущий предлагает участникам мероприятия создать образ будущего практико-ориентированной образовательной среды гимназии путем сведения групповых карт в общую карту «Будущее гимназии».
III Подведение итогов
Ведущий представляет результат форсайт-сессии: визуальный образ совместного будущего практико-ориентированной образовательной среды гимназии, включающей в себя ключевые тренды, события; возможности; технологии, форматы; нормативно-методические материалы.
IV Рефлексия
Метод «Рефлексивный круг»
Все участники садятся в круг. Ведущий предлагает алгоритм рефлексии:
– Расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу мероприятии.
– Что нового вы узнали?
– Какие цели и задачи определили для себя по созданию практико-ориентированной среды и совершенствованию организации самостоятельной деятельности учащихся?
Каждый участник методического семинара-практикума поочередно высказывается в соответствии с заданным алгоритмом.