Занятия для ознакомления детей с традицией празднования Рождества

- 17:43Воспитательная работа, Сценарии

Представленные планы-конспекты могут использоваться при проведении факультативных занятий «Основы православной культуры», «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», классных часов. Они содержат материалы, раскрывающие содержание библейской истории Рождества Христова, духовно-нравственную особенность праздника и его символа – Рождественской ёлки.

 

Евгения САВИЦКАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Порозовская средняя школа» Свислочского района,
Гродненская область

 

Занятие 1

Тема: «Рождество Христово».

Цель: знакомство с евангельской историей Рождества Христова;

Задачи:

– раскрыть глубокий смысл новозаветной истории рождения Богомладенца;
– учить работать с текстом, выделяя главное;
– обогащать словарный запас учащихся;
– прививать интерес к православной культуре.

Словарная работа: Вифлеем, вертеп, ясли, имя Иисус, Христос, волхвы, ладан, смирна, Вифлеемская звезда.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Формы деятельности: коллективная, фронтальная, парная, индивидуальная, творческая.

Методы: проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа, творческий.

Опережающее задание: сообщение учащегося о волхвах.

Оборудование: компьютер, телевизор, мультимедийная презентация, альбомные листы, цветные карандаши, листы с заданиями, сердечки из цветной бумаги.

Ход занятия

I Организационный момент

Учащиеся стоят за рабочими столами, учитель протягивает к ним руки.

Учитель. Протяните мне руки. Вы дарите свои ощущения, доверяете мне. Я также открываю вам своё сердце. Теперь мы единое целое и готовы к успешной работе.

II Тема и цель занятия  

Учитель. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вам необходимо отгадать загадку.

Всякий год приходит к нам
Праздник в каждый дом и храм.
Новость, слышанная всеми,
Кто родился в Вифлееме? (Ответы детей)

Учитель. Так? И какая тема нашего занятия?

Дети. «Рождество Христово».

Учитель. Правильно. Как вы думаете, узнаете что-нибудь новое?

Сегодня вы познакомитесь с евангельской историей Рождества Христова, узнаете имена древних волхвов, попробуете изобразить Вифлеемскую звезду.

III Актуализация опорных знаний.

1 Кто такой Иисус Христос?
2 Когда отмечается его рождение?
3 Что вам известно о месте, где он появился на свет?

IV Организация восприятия новой информации.

Учитель. День рождения Иисуса Христа отмечают во всём мире. Это важнейшее событие всего человечества, ведь современное летоисчисление ведётся именно от Рождества Христова. Я предлагаю вам на некоторое время перенестись в ту тихую зимнюю ночь. Обратите внимание на главных героев.

Просмотр мультфильма «Рождество Христово»

Обмен первыми впечатлениями:

– Изменилось ли ваше настроение после просмотра мультфильма?
– Какими красками вы изобразили бы своё настроение?
– Что нового открыли для себя?

V Словарная работа

Учитель. Некоторые слова для вас новые, некоторые вы слышали, но не знаете толкование. Рассмотрим их лексическое значение. (Слова и их толкование размещены на слайде, учащиеся по очереди их зачитывают)

VI Игра «Найди слово» (Работа в парах)

Учитель. Были ли вы внимательны во время просмотра мультфильма, определит игра «Найди слово». Отыщите и выпишите имена, понятия, которые были упомянуты в видео. Слова могут располагаться по горизонтали и вертикали.

 

С

О

Ф

З

В

Е

З

Д

А

П

И

М

А

Р

И

Я

Ц

М

А

Т

К

А

Н

Г

Е

Л

В

С

Р

Ц

Д

З

И

М

Я

О

Т

О

П

Р

Е

Ч

А

С

Л

У

Д

О

Л

Е

С

Ъ

Л

Х

Х

И

О

С

И

Ф

Т

И

В

И

П

Е

Щ

Е

Р

А

Н

Ы

В

И

Ф

Л

Е

Е

Е

К

О

Ответ: звезда, Мария, Иосиф, ангел, Вифлеем, волхвы, пастухи, пещера, ясли.

Представление учащимися выполненного задания.

Учитель. Оцените работу своей пары.

Физкультминутка

Я мороза не боюсь.
Я мороза не боюсь. (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)
Подойдёт ко мне мороз. (Присели)
Тронет руку, тронет нос. (Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)

 

VII Сообщение учащегося (с демонстрацией на слайдах внешнего вида волхвов, ладана, смирны, горы Афон, монастыря Святого Павла).

Учитель. Различные древние источники доносят до нас имена волхвов, приходивших поклониться Христу. Об этом нам расскажет…

Учащийся. Увидеть Богомладенца спешили три чужестранца. Евангелие называет их «волхвами с Востока». Они не были извещены Ангелом, как пастухи. Господь открыл им тайну посредством той науки, которой они посвятили жизнь. Волхвы увидели на небе яркую звезду, появление которой они истолковали как особое знамение Божие – свидетельство о рождении Великого Царя. Звезда и привела их к тому месту, где находилось Святое семейство.

Чаще всего волхвов называют Валтасар, Гаспар и Мельхиор. Предание рассказывает нам и о судьбе тех самых даров, которые мудрецы преподнесли Господу. Это 28 небольших золотых пластин разной формы, украшенных орнаментом, ещё около 70 благовонных шариков, размером с маслину – ладан и смирна. Пресвятая Богородица всю жизнь хранила эти дары, а перед Успением (смертью) передала их в Иерусалимскую церковь. Сейчас эти дары находятся на горе Афон в Греции в монастыре Святого Павла.

VIII Работа с текстом

Учитель. А ещё учёные давно спорят о том, что именно видели волхвы. А вы хотите об этом узнать? Самостоятельно поработайте с текстом и ответьте на вопрос: «Так что это была за звезда?»

Если персидские астрономы видели чудесную звезду, то её могли наблюдать и другие люди, а значит, должны были сохраниться свидетельства об этом небесном явлении. Учёные давно спорят о том, что же видели мудрецы. Некоторые утверждают, что это был парад планет, который наблюдался за пару лет до Рождества. Также делались предположения о том, что волхвы видели сближение Юпитера и Сатурна. Ещё говорят о возможном явлении кометы. Но наиболее правдоподобным выглядит предположение о том, что волхвы наблюдали рождение новой звезды, к тому же о появлении сверхновой в 4 и 5 году до Рождества Христова свидетельствуют китайские астрономы. И всё же, скорее всего, Евангелие говорит не про обычную звезду, а про чудесное явление. Иначе как объяснить слова евангелиста Матфея: «И се звезда, которую видели на Востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец»? Обычные звёзды так себя не ведут, вот почему христианское предание утверждает, что это было сверхъестественное явление

Ответы учащихся на вопрос: «Так что это была за звезда?»

Учитель. Оцените ответы своих одноклассников.

IX Творческая работа (рисование Вифлеемской звезды).

Учитель. Каждый из вас представляет Вифлеемскую звезду по-своему. Попробуйте нарисовать её так, как вы видите. (Дети рисуют)

Прикрепите свои рисунки на доске и расскажите, почему вы её изобразили именно такой. (По желанию учащихся)

Учитель. Чья звезда вам больше понравилась и почему? (Ответы учащихся)

Свои рисунки вы можете подарить своим близким, друг другу или послать в детскую православную газету «Ангелочек».

X Рефлексия «Слушая своё сердце»

Учащимся раздаются вырезанные из цветной бумаги сердечки. Они их прикрепляют на доску, заканчивая фразы: «Я узнал(а)…», «Я считаю, что…». «Мне понравилось…», «Я расскажу об этом…».

XI Заключительное слово учителя

История Рождества Христова показывает нам, что Господь ведёт ко спасению разными путями: кого-то, как вифлеемских пастухов, ведёт кротким и простым путём веры, а кого-то, как персидских мудрецов, долгим и трудным путём знаний. Каким путём вы придёте к Господу, всё зависит от вас, но крепкая вера и прочные знания, поверьте, вам помогут всегда.

 

Занятие 2

Тема: «Рождество Христово. Празднование».

Цель: знакомство с историей возникновения праздника Рождества Христова;

Задачи:

– раскрыть духовно-нравственное содержание праздника, осознать его великую радость;
– создать представление о традиции украшения ёлки;
– привить уважение к православным традициям своего народа.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Формы деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, коллективная.

Методы: словесный, частично-поисковый, творческий.

Опережающее задание: сообщение об обычае наряжать ёлку, разучивание стихотворений о Рождестве.

Оборудование: компьютер, фонограмма песня «Маленькой ёлочке», мелодия «Аве Мария», вертеп, маски для детей, рождественская ёлочка, задания на карточках.

Ход занятия

I Организационный момент

Учитель. Кто-то из вас больше любит дарить подарки, кто-то больше принимать. Сегодня у вас есть такая возможность. Но подарки у нас будут не обычные, а словесные. Давайте попробуем. Ваша фраза должна начинаться словами: «От всего сердца я тебе дарю…». (Дети обмениваются словесными подарками)

Примите подарок и от меня. От всего сердца я вам дарю возможность получить новые знания. Итак, все с подарками, у всех хорошее настроение, а это значит, можно начинать занятие.

II Тема и задачи занятия

Учитель. Определить его тему вам поможет вот этот оборудованный уголок. Догадались, что это?

Учащиеся. Это вертеп.

Учитель. Так о чём пойдёт сегодня речь?

Учащиеся. Мы продолжим говорить о Рождестве Христовом.

Учитель. Правильно. Мы сегодня снова вернёмся к Рождеству Христову, но уже как к празднику. Вы узнаете историю рождественской ёлки, поделитесь своим, пусть и небольшим опытом празднования Рождества в ваших семьях.

III Повторение

Учитель. Пословица гласит: «Повторение – мать учения». Мы ей последуем и вспомним предыдущий материал, выполнив задания на карточках.

Задание «Выбери правильный ответ».

1 В какой город отправилось Святое семейство накануне Рождества Христова?.

        а) Назарет;

        б) Иерусалим;

        в) Капернаум;

        г) Вифлеем.

2 По какой причине Иосиф с семьёй отправились в родной город?

        а) на праздник Пасхи;

        б) из-за переписи населения;

        в) в гости к св. Захарии и Елизавете;

        г) чтобы скрыться от преследования.

3 Где остановилось Святое семейство?

        а) в доме Иосифа;

        б) в гостинице;

        в) в пещере, где держали домашний скот;

        г) у родственников.

4 В какое время года произошло Рождество Христово?

        а) зимой;

        б) весной;

        в) летом;

        г) осенью.

5 Кто первым поклонился родившемуся младенцу?

        а) волхвы;

        б) пастухи;

        в) праведные Захария и Елизавета;

        г) царь Ирод.

Ответы: 1.   2.   3.   4.   5.

Ключ: 1.г); 2. б); 3. в); 4. а); 5. б).

Учитель. А сейчас проведите взаимопроверку. (Учащиеся обмениваются карточками, сначала проверяют задание самостоятельно, затем по ключу)

IV Новая тема

Учитель. Мы можем выделить среди праздников национальные, религиозные и семейные. К какой группе можно отнести Рождество Христово?

Учащиеся. К христианским.

Учитель. Правильно. А кто знает, когда мы его празднуем?

Учащиеся. 7 января.

Учитель. Верно. Все вы знаете, что празднику Рождества Христова предшествует Рождественский пост. Что вам известно о нем? (Ответы детей)

Учитель. Углубить ваши знания о посте поможет рассказ с картинками. Поработайте самостоятельно, а потом озвучим по цепочке. (Работа в парах)

Задание. Вместо точек … называйте по порядку картинки.

Рождественский пост

Рождественский пост – это… ведущая нас к Богу, это …особого покаяния и молитвы. Верующие в эти дни не кушают следующие продукты: …, …, … .

Дети воздерживаются от сладостей, например,  …, …,  …, …, … . Во время поста надо почаще бывать в … и побольше … . Кроме того, мы должны воздерживаться от всякого зла. Те, кто соблюдает пост, стараются быть добрее друг к другу. А ещё в семьях … , в пост не смотрят … . Дети не играют в компьютерные …  .

 

Учитель. Оцените работу своей пары. Ребята, как вы думаете, что является одним из самых главных символов праздника?

Учащиеся. Рождественская ёлка.

Учитель. Правильно. А почему именно она, узнаем прямо сейчас.

Инсценирование стихотворения «Ёлочка». (Дети надевают маски, действие разворачивается около вертепа)

 

Я помню древнее преданье
Давно, давно минувших дней,
Когда в Рождественском сиянье
Звезда блеснула для людей.
И хоры ангельские пели
Земле святую песнь небес.
И светлой радостью звенели
Цветы в полях и тёмный лес.
И шли волхвы за той звездою,
Они к Христу-младенцу шли,
И вот под кровлею простою
Они Спасителя нашли…
И все, ликуя, ко Иисусу
Тянулись радостной мечтой.
«Пойду к Нему и поклонюсь я, –
Шептал орешник молодой,-
снесу дары мои простые…»
«И я с тобой, – сказал цветок, –
совьюсь в веночки голубые,
чтоб Он играть со мною мог».
И нежно яблоня шептала:
«Ему снесу плоды мои!»
И роза тихо открывала
Венцы душистые свои.
А ель, безмолвная, тоскуя,
Стояла в стороне одна:
«Что принести Христу могу я?» –
вздыхая, думала она.
Иглы острые, сухие,
Что отталкивают взор,
Ей судьбой несправедливой
Предназначены в убор.
Стало грустно бедной ели;
Как у ивы над водой,
Ветки горестно поникли
И заплакали смолой.
Но вдруг блеснули, зажигаясь,
На ней брильянты скорбных слёз.
И обернулся, улыбаясь,
Её сиянию Христос.
И с этих пор Христовой ёлкой
Она зовётся у людей,
И блещут скромные иголки
В огне рождественских свечей.

Учитель. Вот такое чудесное рождественское предание. Вы убедились, что хорошо быть скромным. Именно за это качество ёлочка и была избрана Иисусом.

Ежегодно на новогоднем утреннике вы поёте песню «Маленькой ёлочке». Она написана давно, ещё ваши бабушки её пели. Но интересно то, что последний куплет звучал иначе.

          Нравится ёлочке наше торжество.

          Весело. Весело встретим Рождество.

А теперь споём песню все вместе, изменив последний куплет. (Звучит фонограмма, все поют песню возле ёлочки)

Учитель. А сейчас узнаем, откуда пришёл обычай наряжать ёлку.

Сообщение учащегося. Обычай наряжать ёлку родом из Германии. Здесь первые рождественские ёлки стали украшать ещё в VIII веке. К нам праздничная ёлка пришла в XVIII веке по приказу Петра I. На Рождество украшают не только ёлки. Например, в Китае гирлянды и фонарики вешают на самые разные деревья и называют их «деревьями света». А вот в Греции ели не растут. В этой стране, окруженной морем почти со всех сторон, символ Рождества – кораблик.

Учитель. Это праздник в каждой стране отмечается по-разному. А как он празднуется в ваших семьях? (Ответы учащихся)

Многие писатели и поэты в своём творчестве затрагивают тему Рождества. Попробуем окунуться в мир поэзии и послушаем удивительные стихи. (Учащиеся читают стихотворения под музыку)

Учащийся 1. Афанасий Фет «Ночь тиха. По тверди зыбкой…»

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, –
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, –
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.

Учащаяся 2. Саша Черный «Рождественское»

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»

V Рефлексия

Были ли вы внимательны на занятии, проверим прямо сейчас. Я начинаю фразу, а вы заканчиваете.

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество).
Его ждут все – от малышей до пап и мам,

И все нарядные спешат на службу… ( в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).
И, распушив зелёные иголочки,
Красуются рождественские… (ёлочки).
Чтобы с молитвою прошёл весь вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,

А после с Рождеством друг друга… (поздравляют)
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду.

И сердце замирает в ожидание… (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился… (Иисус Христос).

Учитель. Испокон веков наш народ отличается крепкой верой. Каждый из нас – маленький огонёк (учитель и учащиеся зажигают свечи), а все вместе – мы великий свет. Так пускай он не гаснет долгие-долгие годы (звучит мелодия «Аве Мария», а учащийся читает стихотворение «Рождество» П.Синявского). 

Учащийся.

Во владеньях инея и снега
Расцвели хрустальные сады.
К нам в окошко с праздничного неба
Льется свет Рождественской Звезды.
Расцвели хрустальные сады,
В каждый терем, в каждую светёлку
Златокрылый ангел прилетел,
Он зажег рождественскую елку
И на нас с улыбкой поглядел.
Снится нам в рождественский сочельник
Вереница праздничных чудес.
Сам Господь в чудесных облаченьях
К нам с тобой спускается с небес.
Возле ёлки снова торжество,
Рождество! Христово Рождество!

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий