Комплекс игровых упражнений по дифференциации [с]–[ш] в предложениях на основе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами у воспитанников 4-6 лет в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи

- 13:14КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

В материале автор делится подборкой игровых упражнений по дифференциации [с][ш] в предложениях на основе образования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

 

Наталья КЛЕПИКОВА,
у
читель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область

 

Оказывая коррекционно-педагогическую помощь в пункте коррекционно-педагогической помощи, мною замечено, что большое количество обучающихся нуждается в дифференциации звуков (а именно [с]–[ш]). Это важный навык не только для чистого произношения, но и для развития фонематического слуха, который необходим для успешного обучения чтению и письму.   

Наряду с нарушением звукопроизношения у многих воспитанников сильно нарушен и грамматический строй речи. Достаточно часто обучающиеся 4-6 лет не умеют образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Поэтому упомянутое нарушение грамматического строя речи становится целью коррекционного группового занятия. Однако не все воспитанники на групповом занятии закрепляют данное умение полностью. Ввиду этого, целесообразно продолжить закреплять необходимое умение на индивидуальном занятии.

Хорошим подспорьем в оказании коррекционно-педагогической помощи при проведении индивидуального занятия являются игровые упражнения, с помощью которых можно одновременно дифференцировать [с]–[ш] в предложениях и закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Предлагаю познакомиться с небольшой подборкой игровых упражнений по дифференциации [с]–[ш] в предложениях на основе образования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, изготовленной мною самостоятельно. Эти игровые упражнения входят в состав цикла игровых упражнений по дифференциации [с]–[ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях на основе выполнения грамматических упражнений.

Коррекционный процесс с вышеуказанными игровыми упражнениями становится интересным, эмоциональным, увлекательным и в результате эффективным.

 

Игровое упражнение «Избушка»

Задачи:

– дифференцировать [с]–[ш] в предложениях;
– развивать умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
– развивать умения употреблять пространственный предлог под;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция

В тёмном дремучем лесу бабушка Ягуся построила две избушки: большую и маленькую. Узнай кого (что) прятала она под большую избушку, а кого (что) под маленькую избушечку.

Например. Бабушка Ягуся спрятала под избушку сумку, а под избушечку – сумочку.

Нажимай пальцами обеих рук на кнопочки, расположенные возле бабушки Ягуси, и произноси часть предложения: «Бабушка Ягуся спрятала…».

Нажимай указательным пальцем правой руки на кнопочку, расположенную на большой избушке, и одновременно произноси вторую часть предложения: «под избушку сумку,…».

Нажимай указательным пальцем левой руки на кнопочку, расположенную на маленькой избушечке, и одновременно продолжай предложение: «а под избушечку — сумочку».

Речевой материал: избушка – избушечка, сумка – сумочка, стол – столик, собака – собачка, скамейка – скамеечка, лиса – лисичка, колбаса – колбаска, носок – носочек, миска – мисочка, самокат – самокатик, сани – саночки.

 

 

Игровое упражнение «Окошки»

Задачи:

– дифференцировать [с]–[ш] в предложениях;
– развивать умения образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция

Перед тобой дом, в котором находятся любимые предметы Стаса.

С помощью липучек крепи окошки к дому и рассказывай, что (кого) увидел в окошке Стас, когда подходил к дому.

Например. Стас увидел в окошке лису и лисичку.

Речевой материал: лиса – лисичка, сумка – сумочка, сундук – сундучок, носок – носочек, насос – насосик, миска – мисочка,  капуста – капусточка, лист – листик, коляска – колясочка, куст – кустик, кактус – кактусик, стол – столик, соска – сосочка, собака – собачка, кокос – кокосик, автобус – автобусик, сова – совушка, самокат – самокатик, скамейка – скамеечка, стул – стульчик, сом – сомик, самолёт – самолётик, санки – саночки

 

Игровое упражнение «Машинки»

Задачи:

– дифференцировать [с] – [ш] в предложениях;
– развивать умения образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция

Перед тобой машина, водителем которой является мишка. Хочешь узнать, кого он повезёт в машине?

Передвигай ленту пальчиками и называй появляющуюся в окошке предметную картинку, чётко произнося либо [с], либо [ш].

Например. Мишка везёт в машине собачку.

Речевой материал: собачка, оска, масочка, саночки, космонавтик, мисочка, кустик, носочек, самокатик, скакалочка, самолётик, листик, сапожок, скамеечка, мостик, солнышко, чесночёк, стаканчик, сосочка, капустка, колосок.

 

Игровое упражнение «Сливы»

Задачи:

– дифференцировать [с] – [ш] в предложениях;
– развивать умения образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция

Сегодня Славик помогает бабушке собирать сливы в лукошко. Сливы на дереве растут волшебные: если слива созрела, то на ней появляется картинка.

Снимай созревшую сливу с дерева, называй картинку, которая появилась на ней. Маленький предмет на картинке называй ласково.

Например. Снимаю с ветки сливу с кошкой и кошечкой. Снимаю с ветки сливу с мышью и мышкой.

Речевой материал: кошка – кошечка, кошелёк – кошелёчек, шапка – шапочка, шуба – шубка, ландыш – ландышик, оса – осонька, мышь – мышка, башня – башенка, машина – машинка, шишка – шишечка, подушка – подушечка, штанга – штангочка, шкаф – шкафчик, штаны – штанишки, лягушка – лягушечка, пушка – пушечка, шина – шиночка, вишня – вишенка, башмак – башмачок, душ – душик, мешок – мешочек, каштан – каштанчик.

 

Игровое упражнение «Стешины диски»

Задачи:

– дифференцировать [с]–[ш] в предложениях;
– развивать умения образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных;
– способствовать развитию образного мышления;
– развивать умение составлять сложноподчинённые предложения;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция

Маленькая Снежана любит слушать сказки, которые ей рассказывает Стеша. О чём будет следующая сказка, расскажет Стешин диск. Вращай маленький диск, останови его, когда услышишь звук колокольчика (колокольчик перед каждым вращением диска перемещается педагогом в необходимое место).

Составь предложение, используя те картинки, которые находятся напротив колокольчика. Слова, изображённые на маленьком диске, называй ласково.

Например. Стеша расскажет сказку о том, как лягушечка купила новую сумку. Стеша расскажет сказку о том, как носочек упал в кувшин.

Речевой материал: шахматы, подушка, мышь, шапка, шкаф, чашка, малыш, вишня, машина, шуба, жёлудь, кувшин, тележка, тушь, лягушка, шляпа. Фикус, бусы, стакан, сова, санки, собака, кокос, колесо, капуста, лист, сапог, самокат, ананас, скамейка, автобус, сумка.

Солнышко, столик, собачка, сливка, носочек, лисонька, самокатик, сосочка, масочка, саксофончик, кустик, мисочка, листика, оска, стульчик, колбаска. Шарфичек, шпагатик, вишенка, шишечка, кувшинчик, бабушка, мешочек, шарик, пушечка, шумовочка, штанишки, шкафчик, мишенька, каштанчик, шапочка, лягушечка.

 

Игровое упражнение «Мишки»

Задачи:

– дифференцировать [с]–[ш] в предложениях;
– развивать умения образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция

Старушка привела Сашу в магазин игрушек. Девочка не могла оторвать взгляд от полки с плюшевыми мишками. Все плюшевые мишки оказались ласковыми, каждый нежно обнимал лапками свою любимую игрушку. Как думаешь, какого плюшевого мишку выберет Саша? Ответишь на этот вопрос, когда рассмотришь всех плюшевых мишек.

Бери в руки мишку и произноси предложение. Игрушку, которую мишка обнимает, называй ласково.

Например. Ласковый плюшевый мишка обнимает сумочку.

Речевой материал: сумочка, сочок, саночки, самокатик, сундучок, капусточка, мисочка, сосисочка, самолётик, сапожок, сливка, солнышко, стульчик, совушка, осонька, мостик.

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий