Мастер-класс «Формирование устных вычислительных навыков у учащихся через систему устных упражнений»

- 23:58II И III СТУПЕНИ, Математика. Мастер-класс, Методичка

Анна ПАНЧИНА,
учитель математики ГУО «Гимназия г. Чечерска»

В ГУО «Гимназия г. Чечерска» реализуется инновационный проект «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования и в условиях учреждений дополнительного образования детей и молодежи». Этот мастер-класс был проведён в рамках проекта.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению методов и приемов, формирующих у учащихся устные вычислительные навыки.

Задачи:

– демонстрировать перед участниками мастер-класса методы и приемы, формирующие у учащихся устные вычислительные навыки (из опыта работы);

– комментировать показ последовательности действий, методов и приемов;

– определить возможность применение педагогами демонстрируемого опыта.

Введение

Важнейшей задачей при обучении учащихся математике является формирование у школьников вычислительных навыков, в основе которых лежит прочное и осознанное усвоение различных приемов устных и письменных вычислений. Формирование устных вычислительных навыков (навыков устного счета) в процессе обучения школьников математике было и остается актуальной педагогической проблемой, и в первую очередь из-за того что владение навыками устного счета имеет огромную образовательную и практическую роль.

Использование устных упражнений на уроках математики активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает внимание, наблюдательность, память, речь, повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию вычислительных навыков. Они дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени.

Ниже представлены несколько элементов, где применяется методика устного счёта. Устный счёт можно применять на любом этапе урока и на каждом типе урока.

1. Круговые примеры, цепочки вычислений

Круговые примеры составляются так: первый пример берется произвольно, результат этого примера должен стать компонентом следующего и т. д. Эта игра может проводиться в разной форме.

Восстановить цепочку вычислений. Подобные цепочки полезно заканчивать вопросом: «Как из последнего результата получить первоначальное число?».

2. Сравнение десятичных дробей (на пальцах, учащиеся опускают голову вниз и на слух определяют, какая из дробей больше, первая или вторая, и показывают один или два пальца).

а) 2,5 и 3,001;  б) 8 и 7,99;  в) 8,01 и 8,11;  г) 10,125 и 10, 0125;  д) 0,2 и 0,21.

3. Установить соответствие между формулой и ее названием

Закон, свойство, название формулы Формула
1 Площадь квадрата a P = (a+b)2
2 Объем куба b S = a2
3 Периметр прямоугольника c V = a3
4 Периметр квадрата d S = ab
5 Площадь прямоугольника e P = 4a
6 Переместительное свойство умножения f ab = ba
7 Пройденный путь g V = abc
8 Объем прямоугольного параллелепипеда h S = vt

4. Эстафета

Увлекательно на уроках проходит математическая эстафета. Для ее проведения записываются задания в 3 столбика. Обучающиеся делятся на 3 команды (3 ряда). Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первые задания из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды и т. д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свои задания. Эстафету можно провести сидя за партами – «пустить» листки с заданиями по рядам. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей.

0,5 + 0,125;          0,6 + 0,234;

9,1 – 3,2;              8,2 – 3,4;

12,5 0,01;            10,12 : 100;

5,71000;              9,5 : 0,001.

5. Найди и исправь! (учащиеся находят в примере ошибку и исправляют её)

а) 5,2 0,3 = 15,6;  б) 7 – 5,2 = 2,2;  в) 12,12 : 0,1 = 1,212;  г) 37,1371000 = 37137;   д) 0,1 : 100 = 10;   е) 5 + 2,5 = 3;   ж) 5,7 – 3,2 = 2,5.

Некоторые примеры специально решены правильно.

6. «Счёт-дополнение»

Для того чтобы учащиеся могли быстро проводить устные вычислительные операции с натуральными и дробными числами, я использую  «счёт-дополнение»: записываю на доске какое-то число, допустим, , затем медленно называю число, которое меньше, чем . Учащиеся в ответ должны назвать число, дополняющее данное до . Те числа, которые называет учитель, и те, что дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.

10 (2,5; 3,7; 5,9);     8,5 (2,3; 4,5; 2);     9,9 (5,7; 9,5; 1,01).

Разминка (проводится со всеми участниками мастер-класса): У каждого человека свой жизненный путь. Иначе его называют числом дня рождения.

    – Запишите дату своего рождения цифрами

   – Найдите сумму всех цифр

   – Сложите цифры полученного числа

   – Поднимите руки те, у кого получилось число 9, 8, 5, 4…

   – А если получилось число 7? Это люди с яркой, творческой  индивидуальностью, обладающие таинственной силой, оригинальным, пытливым умом. Такие люди независимы, тянутся к общественной деятельности. У них богатая фантазия, поэтическая душа. Это – Достоевский, Шаляпин и др.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа предложена для первичного закрепления темы. При решении практически всех примеров в работе можно применить устный счет, что ускорит её выполнение.

1. Умножьте десятичную дробь 0,00012 на число 100000. 1) 0,12;     2) 12;

3) 1200;    4) 1,2.

2. Укажите значение произведения 45,80 0,001. 1) 0,004589;

2) 0,4589;

3) 0,04589;

4) 45890.

3. Найдите значение выражения 0,0112,96. 1) 129,6;   
2) 1,296;3) 0,1296; 
4) 0,01296.
4. Используйте верное равенство 195  27 = 5265, укажите результат умножения чисел 1,95 и 2,7. 1) 526,5;   
2) 52,65;3) 5,265;   
4) 0,5265.
5. Укажите запись переместительного закона умножения.

6. Укажите запись сочетательного закона умножения.

7. Укажите запись распределительного закона умножения.

   1) (19,280450,0849) 6,348 = 19,28045(0,08496,348);

   2) 19,280450,0849 = 0,084919,28045;

   3) 19,280450,0849+6,348) = 19,280450,0849 + 19,28045 6,348;

   4) 19,280456,348 – 0,0849) = (6,348 – 0,0849)19,28045.

8. Найдите произведение 0,5. 1) 148,3;   
2) 14,83;3) 1483;    
4) 0,1483.
9. Найдите значение выражения 12,5 · 0,8
при а = 0,0025.
1) 0,25;      2) 12,5;

3) 0,025;    4) 0,125.

10. Найдите значение выражения (m + n)p, если известно, что mp = 4,48 и  np = 5,52. 1) 1,04;      2) 1;

3) 10,4;      4) 10.

Учащиеся выполняют  взаимопроверку по ответам на доске и выставляют отметки.

Рефлексия (Дискуссия по результатам совместной деятельности).

  

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий