Сценарий внеклассного мероприятия (2–4 классы)
Жанна АНАНЬЕВА,
учитель гимназии г. Хойники
Гомельской области
Цель:
– приобщение учащихся к традиции празднования Пасхи, к значимым событиям православной культуры.
Задачи:
– уточнить и расширить знания детей о празднике Пасхи;
– способствовать развитию интереса к православной культуре;
– содействовать воспитанию уважения к православным традициям и обычаям, желанию делать добро, радовать ближнего, нести всем радость о Воскресении Христовом;
– помочь учащимся через поиск сути праздника Пасхи и его традиций ощутить пасхальную радость.
Оборудование: цветные шарики с буквами, аудиозапись «Благовест», веточки вербы, костюмы и атрибуты для сценки, декоративное пасхальное яйцо, заготовки яиц, краски, салфетки, выставка рисунков и поделок.
I. Организационно-мотивационный этап
Учитель:
Распушила ветки верба,
Песни ласточек слышны.
Праздник света, праздник веры
Есть у ласковой весны.
Е. Шаламонова
– Ребята, расположите шарики с буквами от меньшего к большему – и вы узнаете, какой праздник готовятся встречать христиане.
Ученик:
Поселились птицы в гнёздах,
Снег растаял, как свеча.
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес.
И меня целуя, мама
Говорит: «Христос Воскрес!»
И. Рутенин
Звучит «Благовест».
II. Информационно-практический этап
Учитель: «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!» – такое приветствие мы слышим один день в году уже на протяжении более 2000 лет.
Праздник Пасха – один из главных и любимых праздников христиан: победа жизни над смертью, света над тьмой. И как хорошо, что празднуется он именно весной, когда появляются первые цветы. Цветами принято украшать церкви и дома, праздничный стол, комнаты в доме.
За семь дней до Пасхи все православные христиане празднуют Вербное воскресение, когда Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим вместе со своими учениками. Его торжественно встречали с пальмовыми ветками в руке, как царя и чудотворца. У нас не растут пальмы, и поэтому мы приходим в храм с веточками вербы.
Ученик:
Верба, верба –наша пальма.
Ты на вид совсем проста.
Но с тобою мы встречаем
К нам идущего Христа!
Потому и отдаем мы
Каждый год весною вновь
Белой вербе нашу нежность,
Нашу ласку и любовь.
М. Стремин
Учитель:–С давних времён существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснётся.
Давайте поиграем в игру «Вербочка».
Учащиеся встают в круг. Водящий ходит за кругом в противоположную сторону и приговаривает:
С вербой, с вербой
Иду за тобой,
Коснусь вербой,
Беги за мной.
Водящий слегка ударяет по спине любого игрока, который оказался рядом. Круг останавливается. И водящий, и тот, кого коснулись, бегут в разные стороны. Кто быстрее обежит круг и встанет на свободное место, становится игроком. А кто не успел – водящим.
Учитель: Праздник Пасхи – самый светлый и торжественный праздник весны, именно поэтому с ним связано множество традиций. Конечно же, в этот день всем положено веселиться и радоваться приходу тепла и пробуждению природы. Кроме того, это очень религиозный, древнейший и самый важный праздник всех христиан. Это Светлое Воскресение Христово, которое знаменует собой начало новой духовной жизни.
Блиц-викторина.
- В какое время года отмечается Воскресение Христово? (Весной).
- Этому празднику предшествует Великий … (Пост).
- Воскресенье за неделю до Пасхи называется… (Вербное).
- День страстной недели, в который хозяйки пекут куличи, красят яйца и готовят пасху, называется… (Великий четверг).
- Редкие, мерные удары в колокол, созывающие всех в храм на Пасхальную службу называются… (Благовест).
- По поверьям и наблюдениям православного народа в день Пасхи солнце… (играет).
- Особый сдобный пасхальный хлеб с изюмом называется…(кулич).
Из чего делают писанки и крашенки? (Из яиц). - Сваренное вкрутую яйцо, окрашенное в один цвет без узоров, называется… (крашенка).
- Огонь, самопроизвольно загорающийся в Великую Субботу в Иерусалиме, называется… (благодатный).
Учитель: Пасха – самый большой и светлый праздник. Колокольный звон, празднично украшенные православные храмы, сладкие куличи, и, конечно, крашеные яйца – всё это символы праздника Пасхи.
А кто из вас, ребята, знает, почему мы красим яйца на Пасху? (ответы детей)
Сценка «Пасхальная история о красном яйце»
Действующие лица: Мария Магдалина, император Тиверий, два стражника, рассказчик.
(На сцене находится трон императора (большое кресло, украшенное тканью). На троне сидит император, на голове которого венок из листьев. Немного впереди два стражника с копьями в руках.)
Рассказчик: В те давние времена по миру шли ученики Христа. Они несли людям святую весть о славном Воскресении Христа. Мария Магдалина спешила с этой вестью ко дворцу римского императора Тиверия. Но путь ей преградили стражники.
1-й стражник: Кто ты, женщина? Зачем пришла?
Мария Магдалина: Я – Мария из города Магдалы. Я пришла сообщить императору святую весть.
2-й стражник: Знаешь ли ты, что во дворец нельзя идти без подарка?
Мария Магдалина: Да, знаю. У меня есть лишь белое яйцо – символ жизни.
1-й стражник: Твой подарок слишком бедный, но у нас указ.
2-й стражник: Если царю несут дар, то всегда пропускать к нему.
(Стража пропускает Марию Магдалину. Она подходит к императору и обращается к нему, протягивая яйцо.)
Мария Магдалина: Я пришла к тебе сообщить святую весть – Христос Воскрес!
Император Тиверий (смеётся): Нет! Это невозможно! Я тебе не верю, как не поверю в то, что белое яйцо, принесённое тобою мне в дар, вдруг станет красным.(Незаметно снимает с яйца белую бумагу) Вот так чудо!
Мария Магдалина: Христос Воскрес!
Император Тиверий: Воистину Воскрес!
Учитель: Ребята, а вы любите сюрпризы? У меня для вас есть сюрприз.
Игра в загадки «Дойди до приза»
Для этой игры заранее подготавливается приз (декоративное пасхальное яйцо), который заворачивается в несколько слоёв бумаги. На каждом слое написана загадка.
В доме – ни пылинки.
Яйца – в корзинке.
Пир – как в сказке.
Готовились к… (Пасхе).
Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник – наша… (Пасха).
Почему по всей земле радость и веселие?
– Потому что празднуем Христово… (Воскресение).
Когда её зажгут под образами –
Она заплачет тихими слезами.
Слеза её светла и горяча –
То белая пасхальная … (свеча).
Семь недель мы готовились к светлому дню –
Это строгое время, срок довольно непрост.
Мы не только своё изменили меню –
Свою душу и тело очищаем мы в … (пост).
Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные… (яички).
Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо-… (куличи).
Ангелы трубят о чуде
От земли и до небес.
Радуйтесь, ликуйте, люди,
Знайте же: Христос …(Воскрес).
Учитель: Вот мы и дошли до приза. Яйцо – это знак жизни. У христиан существует очень давний обычай христосования, когда они обмениваются пасхальными яйцами, при этом говорят друг другу: «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!»
Я предлагаю вам, ребята, расписать пасхальные яйца, а потом обменяться ими. Самое главное правило – расписанное пасхальное яйцо отображает внутреннее состояние человека, расписавшего его, его ощущения и настроение. Поэтому начинать работу надо с добрыми мыслями и открытой чистой душой.
(Используются пластмассовые заготовки либо раскраски.)
Дети раскрашивают яйца и обмениваются ими.
Всем: друзьям, родным,
Братишкам и сестричкам
Подарите в Праздник Пасхи
Крашено яичко.
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив целый год бывает.
Учитель тоже даёт каждому ребёнку яйцо. (Яйца двух расцветок поровну. Например; красные и зелёные.)
Учитель: Как и на всякий большой праздник, на Пасху люди веселились, играли. Я предлагаю вам немного поиграть. Сейчас вы разделитесь на две группы по цвету выбранного яйца.
Задание 1-й группе: найдите вторую половинку яичной скорлупы.
Задание 2-й группе: найдите два одинаковых яйца.
Игра «Катись, катись, яичко»
Дети образуют круг и хором говорят: «Ты катись, катись, яичко, посмотри, что я за птичка», – одновременно передавая из рук в руки по кругу деревянное яйцо. На слове «птичка» передача яйца останавливается. Игрок, в руках у которого яйцо, изображает птицу голосом или движением, после чего игра продолжается.
Загадка: Что украсит праздник этот
Радостью особой?
Запах сладостного хлеба….
(Кулича Христова).
Игра «Что кладут в кулич?»
Все любят пасхальные куличи –
И белорусы, и москвичи.
Из чего же печется кулич?
Мы бросим туда огромный кирпич? (Нет.)
Мы положим туда конфет? (Нет.)
Тогда возьмем муки пакет? (Да.)
Сливочного масла пачку? (Да.)
Положим вкусную жвачку? (Нет.)
Штук шесть добавим мы яиц? (Да.)
Из шкатулки бросим пуговиц? (Нет.)
Нальем большой стакан молока? (Да.)
Изюм в кулич добавляют всегда? (Да.)
III. Рефлексия. Подведение итогов
Учитель:
– Ребята, о традициях какого православного праздника вы сегодня узнали на занятии?
– Что вам особенно запомнилось?
– А сейчас всех приглашаем разговеться пасхальными яйцами и всем тем, что есть на пасхальном столе.
Проходите! Проходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!
Список использованных источников