Екатерина ТОВСТАЯ,
учитель биологии
средней школы № 1 Хотимска
Могилевской области
e-mail: KATYA.TOVSTAYA@MAIL.RU
Биологическое образование формирует у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы – непременное условие не только существования, но и развития человечества.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Экологическое образование – новый приоритет государственной политики и средство адаптации людей к быстро меняющейся среде. Современному обществу нужны граждане, обладающие не только системой экологических знаний, но и практическими навыками и умениями в области природоохранной деятельности, способностью к экологическому прогнозированию последствий хозяйственной деятельности человека. Кроме того, юные граждане должны обладать чувством сопричастности и ответственности за окружающую природу.
Эколого-биологическое образование играет важную роль в воспитании и развитии личности учащегося. Оно способствует гуманизации общества, формированию нравственного, психологического и физиологического здоровья человека, пониманию значения жизни как наивысшей ценности на Земле. Сохранение природы Беларуси, её растительного и животного мира, окружающей среды и здоровья людей в условиях обострения экологических проблем невозможно без осуществления экологического воспитания учащихся как целенаправленного процесса вооружения их биологическими знаниями, формирования экологического поведения и развития личностных качеств, осуществляющихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В настоящее время в системе образования, в первую очередь биологического, на первое место выходят проблемы, связанные с обновлением структуры и содержания общего образования. Это требует переосмысления целей, изменения приоритетов в биологическом образовании и приведения его содержания в соответствие с новыми потребностями общества, мировыми тенденциями, достижениями науки о жизни на современном этапе. В качестве продуктивного подхода к решению экологических проблем современного общества рассматривается формирование нового типа взаимоотношений человека и природы, направленного на преодоление деградации природной среды и ее сохранение.
Разрешение данной проблемы актуально для меня как педагога, учителя биологии, человека, принимающего на себя ответственность за качество биологического образования моих учеников.
Несколько лет работы в экологическом направлении на уроках и во внеурочной деятельности дали мне возможность обобщить и систематизировать накопленный материал. Я хочу поделиться опытом экологического подхода на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Я работаю учителем шестнадцать лет. На протяжении этого времени стремлюсь развивать у ребят интерес к изучению биологии, формировать у них положительную мотивацию и познавательный интерес к предмету.
Как учитель нахожусь в постоянном творческом поиске, посещаю разнообразные курсы, районные, городские и республиканские семинары по изучению современных образовательных технологий, знакомлюсь с опытом новаторов, участвую в исследовательских конференциях. Изучая передовой педагогический опыт своих коллег, я в своей практической деятельности стремлюсь использовать такие приемы работы, которые способствуют развитию у детей умения обсуждать те или иные проблемы, искать причины их возникновения, высказывать и отстаивать свои мысли, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. В процессе такой работы выявляются наиболее активные, высокомотивированные учащиеся, желающие изучать биологию на повышенном уровне не только на уроках, но и во внеурочное время.
В своей работе считаю главным формирование экологических знаний на уроках биологии и во внеурочной деятельности как системы экологического воспитания учащихся.
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.
Учащихся необходимо заинтересовать предметом. Прежде всего нужно провести анализ учебно-методической литературы и школьной практики по проблеме экологического воспитания школьников, адаптировать научный экологический материал к школьному содержанию биологического образования, а затем разработать конспекты уроков, раскрывая значение поддержания устойчивости и целостности биосферы как основы экологического воспитания.
Особую актуальность биологическое образование имеет при формировании у подрастающих поколений понимания важности сохранения окружающей природы. Вовлечение в активную внеурочную работу по предмету идет, таким образом, от урока к массовой работе. Из числа участников работы объединений по интересам и отдельных мотивированных учащихся формируется актив, который помогает учителю в организации внеурочной работы по биологии. Так постепенно создается в коллективе атмосфера увлеченности предметом, причастности каждого к общему делу и возникает стройная система внеурочной работы, в которой каждый элемент существует не отдельно, а в тесной взаимосвязи с работой на уроке.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из
следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Поэтому забота о природе – забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.
Наиболее сложным вопросом является определение объема экологической информации и ее подача. Чтобы вызвать у ребёнка интерес к учебе, необходимо использовать современные образовательные технологии: компьютерные презентации, интернет-ресурсы, видеозаписи.
В своей практике я также широко использую экскурсии. Экологическое образование немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Это развивает у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. Во время экскурсий у детей формируются экологические знания и прививаются нормы экологического поведения. Формирование ответственного отношения к природе у учащихся – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Для активизации учебных интересов учащихся и формирования положительного отношения к учению стараюсь применять элементы различных технологий: проблемное обучение, технологию развития критического мышления через чтение, тестовые задания, компьютерные и игровые технологии и др. На своих уроках стараюсь использовать схемы, таблицы, рисунки, краткие тезисы, различные наглядные пособия. А главное – включать учащихся в различные виды деятельности на уроке, чтобы они не чувствовали усталости от однообразия, монотонности работы, которая приводит к скуке и потере интереса к изучаемой теме.
При подготовке домашнего задания акцентирую внимание учащихся на рисунках учебника, рекомендую использовать их для лучшего понимания печатного текста. Вместе с тем предлагаю использовать материалы, полученные в ходе экскурсий и наблюдений своей местности. Они способствуют развитию любознательности, помогают изучать особенности внешнего и внутреннего строения организмов, заставляют анализировать и сравнивать различные объекты, делать выводы об их сходстве и различии. Это активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует повышению качества знаний.
В качестве наглядных пособий часто использую таблицы. Они помогают систематизировать учебный материал, способствуют его лучшему восприятию, вырабатывают у учащихся навык выбирать главное в изучаемом материале и излагать свои знания системно.
На уроках учащиеся делают анализ текстовых таблиц, самостоятельно или коллективно заполняют таблицы при изучении нового материала. Ребятам предлагается последовательность работы, ставятся проблемные вопросы, на которые необходимо найти ответы самостоятельно, затем выслушиваются варианты текстового заполнения колонок таблицы, определяются оптимальные варианты для записи. При организации групповой и индивидуальной работы я учитываю контингент класса, объем и сложность материала.
При выполнении практических и лабораторных работ активизируется деятельность учащихся на этапе усвоения изучаемого материала. Здесь я использую либо эвристический, либо исследовательский приемы. В первом случае задаю классу вопрос, но с помощью наводящих вопросов о строении отделов тела, покровов, количестве конечностей и т.д. привожу их к ответу. Во втором случае учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, работы с гербариями или коллекциями, решения задач должны сами дать ответ или сформулировать вывод.
Главное внимание на уроках биологии я предоставляю основным понятиям современной экологии; экологическим проблемам человечества, раскрытию главных связей между человеком и окружающей средой; воспитанию у учащихся любви к родной природе; охране окружающей среды.
Вопросы экологического характера решаются на уроках биологии во всех классах.
Для повышения интереса к изучению живых организмов и привития любознательности у детей среднего школьного возраста я предлагаю выполнить им творческие задания: составить сообщение, подготовить реферат или создать презентацию. Учащиеся обязательно должны защитить свою работу – донести новую информацию своим одноклассникам. Таким образом, дети учатся анализировать и обобщать материал, комментировать слайды. У них развивается устная речь, и в дальнейшем они не стесняются высказывать вслух свои мысли и суждения.
В IX-XI классах применяю метод самостоятельного решения расчетных и логических задач, которые требуют вычислений, размышлений и умозаключений. Ребята решают как задачи по аналогии, так и экологического характера. При этом интерес к обучению заметно повышается, так как любой ученик имеет шанс получить хорошую или отличную отметку.
В настоящее время я наблюдаю, что самыми излюбленными у детей являются уроки, где применяются компьютерные технологии. На III ступени общего среднего образования при объяснении нового материала требуется использовать большой иллюстративный материал. Мне на помощь приходят мультимедийные презентации. Одни используются мною для изучения нового учебного материала, побуждения у детей интереса к новой теме, другие же – для закрепления изученной темы.
При использовании компьютерных презентаций мои уроки становятся четко организованными и информационно насыщенными. Считаю, что использование компьютерных технологий на уроках биологии не только актуально, но и отвечает потребностям учащихся.
Часто на уроках использую коллективные способы обучения: работа в постоянных парах, работа в парах сменного состава, работа в группах (например, в VI классе по теме «Наземная экосистема – лес»).
Обобщающие уроки строятся мной по-разному. Мне приходится учитывать возраст учащихся, их интеллектуальный потенциал и др. Поэтому в VII-VIII классах с детьми провожу уроки с элементами игры, а старшеклассникам можно предложить более серьезную интеллектуальную игру, где они продемонстрируют свой широкий кругозор, умение решать логические задачи, проблемные ситуации. Особенно ярко, на мой взгляд, проявляется учебно-познавательная активность учащихся на уроках биологии, когда у подростков появляется возможность продемонстрировать свое чувство взрослости и способность решать насущные проблемы современности. Так, при подготовке и проведении урока-конференции «Влияние антропогенных факторов на биосферу» от учащихся XI класса требуются умения формулировать точные и краткие ответы, ясно и научно обоснованно выражать свои мысли, четко выделять причины экологических бедствий и находить пути решения экологических проблем.
Особое место в развитии познавательного интереса к предмету «Биология» занимают, на мой взгляд, внеклассные мероприятия. В рамках предметной недели такие мероприятия проводятся во всех параллелях классов. Участвуя в подготовке или принимая участие в мероприятии, каждый ученик может в непринужденной обстановке проявить и раскрыть свои способности, расширить свой кругозор по данному предмету или даже смежным предметам. Это не только вызывает у ребят желание знать больше своих сверстников, но и формирует положительное отношение к учебному процессу.
Организуя работу с учащимися, я стараюсь полнее использовать интеллектуальный потенциал коллектива, отдельных учащихся для максимального обучения, развития и воспитания. Это учит детей излагать свои мысли, обмениваться мнениями, убеждать, слушать и понимать другого человека, позволяет организовать взаимопомощь между одноклассниками.
На этом принципе я организовала экологическую инициативную группу «Хранители Беседи», которая работает с 2008 года.
Цель работы членов инициативной группы заключается в формировании личности, способной правильно оценивать экологическую обстановку, активно участвовать в охране природы и принимать, рациональные решения, а главное – строить работу по сохранению уникальной природы своей местности.
Экологическая инициативная группа «Хранители Беседи» осуществляет просветительскую функцию в деле формирования экологической культуры. Помимо информационной и агитационной работ, ребята взяли на себя задачи своеобразного экологического центра, который воплощает в жизнь проекты по охране природопользования в нашем городском поселке. Проводимые инициативной группой акции включают в себя комплекс мероприятий, воспитывающих экологическую культуру у детей и учащейся молодежи и сохранение уникальной природы Хотимского района.
Участники инициативной группы проводят исследования с последующей разработкой и защитой проектов. За годы работы разработано множество исследовательских проектов по вопросам качества питьевой воды, сохранения биологического разнообразия, почвенных ресурсов, предупреждения лесных пожаров и др. Материалы, полученные в ходе исследований и наблюдений группой, используем на уроках и внеурочной деятельности.
Отчеты о проделанной работе представляются на общешкольных мероприятиях, родительских собраниях, конференциях районного и областного уровней.
Миссия членов группы «Хранители Беседи» – донести до окружающих, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.
Уже сегодня ребята включились в решение проблем, обозначенных в «Повестке дня-2030» по устойчивому развитию. На региональном уровне стараются стать участниками центра сбора и обобщения информации по достижению 17-ти Целей устойчивого развития.
Анализируя свою педагогическую деятельность по развитию экологического воспитания у учащихся, можно говорить о том, что используемые мною методы обучения помогают мне достичь определенных результатов:
— повысилась успеваемость учащихся, о чем свидетельствует динамика степени обученности учащихся за последние годы;
— заметно возросло количество желающих принять участие в школьных мероприятиях, акциях, предметной неделе;
— учащиеся принимают участие в районных олимпиадах по биологии;
— участие в областном конкурсе эколого-биологических работ;
— ежегодно являются победителями районного конкурса работ исследовательского характера и принимают участие в областном этапе работ исследовательского характера;
— с 2011 года принимаем активное участие в республиканском лесном юниорском конкурсе исследовательских работ «Квiтней, мой лес». Ежегодно работы отмечены дипломами II, III степеней.
Мой опыт работы в школе дает мне возможность утверждать, что каждого ученика можно научить работать творчески. Чем глубже учитель познает личность ребенка, тем эффективнее его педагогическое влияние, тем лучше чувствует себя ребенок в педагогическом процессе, который воспринимается им не как нечто чуждое ему, а как сама жизнь. В этом случае школьник становится соавтором творческого процесса, который творит учитель.
Как учитель биологии я воспитываю чувство ответственности перед будущими поколениями за свои действия, понимание того, что человек – часть природы, умение устанавливать взаимоотношения между понятиями, развивать экологическую культуру.
Миссия нас, педагогов, – донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.