Современные подходы к организации профориентационной работы в учреждениях профессионального образования  

- 22:53Профориентация

 

 

Ольга РОМАШКО,
методист Гомельского государственного
профессионально-технического колледжа
бытового обслуживания

 

 

      Вспоминаю, как недели через две после начала занятий солнечным сентябрьским днем плакала наша новоиспеченная учащаяся, поясняя свое желание забрать документы из колледжа: «Я не знала, не знала… в салоне так замечательно – красиво, уютно и все работники такие предупредительные, милые, а парикмахер – вообще волшебница-фея. Я думала, что работать в таком салоне – сплошное удовольствие. Особо и напрягаться-то не надо!». При первом же столкновении с искусством освоения трудовых приемов, осознанием масштаба необходимых знаний и умений в профессии, которая требует не только творческого вдохновения, но и терпения, аккуратности, художественного вкуса, навыков доброжелательного живого общения, хорошей физической формы и т.д. возникла проблема.

     Ошибка при выборе профессии может остаться просто ошибкой в период взросления, а может превратиться в трагедию жизни. Можно сказать, что выбор профессии является главным для человека, потому что именно он определяет возможность самореализации личности. Путь развития общества, состоящего из востребованных, приносящих пользу и потому счастливых людей, становится, безусловно, эффективным. В сфере молодежной политики Республики Беларусь особое внимание уделяется профориентации.

      Важнейшим направлением в этой области является профориентационная деятельность в учреждениях профессионального образования. В большинстве учебных заведений основные мероприятия профориентационной направленности проводятся в рамках «шестого дня». Хочу поделиться опытом по организации работы в данном направлении в нашем колледже.

         Гомельский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания в настоящее время является ведущей Республиканской площадкой по организации инновационной деятельности. Тема проекта – «Внедрение модели формирования профессиональных и личностных компетенций учащихся учреждений профессионально-технического и общего среднего образования в рамках «шестого дня». Можно сказать, что это система, или модель организации работы в шестой день – тема, чрезвычайно актуальная для каждого учреждения образования. В этом направлении коллектив колледжа работает четвертый год, фактически мы стояли у истоков подобной деятельности. Особую благодарность хочется выразить педагогам Гомельского областного учебно-методического центра профессионального образования за помощь при организации процесса. Например, многие идеи по структуре модели «шестого дня» принадлежат заведующей кабинетом по психологической и экспериментальной работе Маргарите Драгуновой.

      По результатам двух лет апробации проекта результаты экспериментальной деятельности в Республиканском институте профессионального образования признаны положительными, соответственно, проект переведен в инновационный.     

     Сейчас в колледже фактически существуют два направления деятельности в «шестой день».

      Первое направление, главной целью которого, собственно, и является профориентация – организация работы со школьниками, которые приходят в субботу на экскурсии, а также занятость учащихся колледжа.

         В начале учебного года следует обязательно сформировать творческую группу по организации «шестого дня» и оформить два документа:      

         1) план-график мероприятий на каждую субботу  (по полугодиям либо на весь учебный год); в работе по «шестому дню» принимают участие абсолютно все педработники, каждый проводит в течение года одно мероприятие, темы следует обсудить с педагогами индивидуально;

         2) договор со школами о сотрудничестве в области профориентации с графиком посещения колледжа учениками (следует в дальнейшем корректировать каждую пятницу).

      Особое внимание следует также уделить организации кружка «Школа лидера» (руководят социальный педагог и педагог-психолог), где в начале года занимаются обычно по 2-3 активиста от группы, а к весне количество лидеров возрастает в 3-4 раза.  Практическая деятельность лидерской группы чрезвычайно востребована: проведение экскурсий по колледжу для школьников, помощь при проведении профессиональных тренингов, организация деятельности волонтерских групп, концертов, выступления агитбригад.

       Система организации (модель) имеет три блока, представляющие собой единый слаженный механизм координации процесса, и отражающие основные направления деятельности:

         1) работа педагогов с учащимися колледжа и школьниками;

         2) взаимодействие учащихся колледжа со школьниками  под руководством педагогов;

         3) оценка эффективности процесса.

     На практике вся деятельность в рамках «шестого дня» реализуется в работе отдельных центров («Центр развития творческих и интеллектуальных способностей», «Центр трудовых дел и профориентации» и т.д. – всего 5), каждым центром должен руководить опытный педагог, реально мероприятия проводятся на рабочих площадках. Именно распределение работы в «шестой день» по отдельным площадкам позволяет систематизировать и координировать процесс профориентации.  В настоящее время по субботам в колледже функционируют 8  рабочих площадок:   кабинет психологической разгрузки, спортивный зал, мастерские и кабинеты, ресурсный центр, актовый зал, демонстрационный зал, компьютерный класс, фойе колледжа.

     Обычно по субботам задействованы 4-5 площадок (согласно плану и в зависимости от количества гостей). При работе со школьниками весь процесс профориентации фактически можно свести к двум главным задачам:

         1) формирование у школьников ярких, запоминающихся впечатлений о профессиях в учебном заведении;

         2) становление у гостей позитивных ощущений о самом процессе обучения в учебном заведениивысокое качество подготовки специалистов, самостоятельность и активность учащихся, комфортные условия проживания в общежитии, общая атмосфера доброжелательных отношений и т.д.     Подростки в процессе социализации находятся на разных уровнях «взрослости», соответственно, во время профориентации целесообразно воздействовать как на логический разум, так и на эмоциональное восприятие. Главное – чтобы в памяти подростка зафиксировалась не просто «встреча с профессией», а ощущение «себя в профессии» (логическое осмысление может прийти позже).

     Работа со школьниками начинается с экскурсии по учебному заведению. Гостей встречают обучающиеся колледжа – участники «Школы лидера». Они же являются экскурсоводами и главными помощниками при проведении профессиональных проб. В фойе гостям демонстрируется видеофильм о жизни в колледже, выставки декоративно-прикладного творчества, медали и кубки наших учащихся, ставших призерами чемпионатов по профессиональному мастерству.

     Экскурсия в спортивный зал может закончиться занятиями на тренажерах или товарищеским матчем.

     На втором и третьем этажах организованы фотозоны: манекены, оформленные в современных стилевых решениях, изделия ручной работы наших учащихся, фотографии лучших коллекций одежды и причесок, рисунки, выполненные в различных живописных техниках.

     В ресурсном центре лидеры демонстрируют работу новейшего оборудования по швейному производству.

     В актовом зале школьники могут присоединиться к работе вокального и музыкального кружков.

     Как правило, в «шестой день» работает кабинет психологической разгрузки. Профессиональный психолог в игровой форме определяет природные способности и таланты школьников, проводит беседы по профориентации.

     В компьютерном классе школьники могут освоить программы подбора причесок для каждого типа лица, одежды с учетом стилевого направления.

     В демонстрационном зале по субботам работает кружок Театра мод «4 стихии». Учащиеся школ под руководством опытного педагога могут попробовать свои силы в качестве профессиональной модели – принять участие в импровизированном шоу-дефиле. А затем многие из них реально выступают на областных семинарах, творческих проектах в колледже вместе с нашими учащимися. В течение учебного года в учебном заведении реализуется несколько творческих проектов – это крупномасштабные мероприятия, в которых наши учащиеся выступают в роли стилистов. Отдельные коллекции педагоги часто демонстрируют в шестой день.

     

      В «шестой день» также иногда проводятся  совместные экскурсии по музеям и выставочным залам города. Мы не первый год сотрудничаем с коллективом Гомельского Дворца Румянцевых-Паскевичей, объединяем свои силы при постановке зрелищных мероприятий.

     Школьники привлекаются  и к совместной воспитательной работе – оформлению стенгазет, работе в агитбригадах и т.д.

     Конкурсы по профессиональному мастерствуособое направление в процессе обучения: около 20 лет педагоги и учащиеся принимают участие и являются призерами республиканских и международных конкурсов по профессиональному мастерству. По субботам часто проходят тренировочные занятия с будущими конкурсантами, таким образом, школьники имеют возможность увидеть процесс создания сложнейших причесок, оформления фантазийных образов.

      Главное при знакомстве с любой профессией«вживую» соприкоснуться с мастерством. В колледже проводится обучение по двум специальностям; «Парикмахерское искусство и декоративная косметика» и «Технология производства швейных изделий». Профессиональные пробымастер-классы и семинары-практикумы со школьниками – проводят мастера и преподаватели колледжа. Школьники имеют возможность ощутить себя в  ролях парикмахера (для этого предоставляются профессиональные манекены), швеи (на простейших операциях), мастера по маникюру, визажиста, гримера и даже стилиста. Каждый педагог, ориентируясь на главные задачи профориентации, вместе с учащимися разрабатывают сценарий мероприятия для гостей.

Школьники осваивают на манекенах сложное кружевное плетение кос, учатся выполнять укладку волос – повседневную и для торжественных случаев, знакомятся с правилами выполнения макияжа и маникюра, осваивают искусство завязывания шарфов и косынок, изготавливают поздравительные открытки мамам и папам, цветы из нетрадиционных материалов для любимых бабушек, эксклюзивные игрушки и заколки со светоотражающими элементами для себя. В современном мире очень много визуальной информации, поэтому даже самая интересная экскурсия не может сравниться с непосредственным освоением приемов профессионального мастерства, возможностью ощутить себя в роли профессионала и в результате осознанно продумать варианты выбора пути.

      Второе направление не просто исходит из результатов первого, но и, по сути, является главным на сегодняшний день – профессиональная подготовка школьников. В прошедшем учебном году были сформированы и действовали 7 групп (110 человек: 19ч – 1 курс и 91ч – 2 курс), срок обучения – 2 года.

         В настоящее время в колледже практически нет сложностей с организацией профессиональной подготовки школьников, однако хочу отметить, что изначально были проблемы с набором, и для того, чтобы они вновь не возникали, в течение учебного года предпринимаются определенные действия.

  1. Члены администрации и каждый педагог колледжа регулярно посещают родительские собрания в закрепленных за ними школах города. Проводить беседы по профориентации с родителями желательно в индивидуальном порядке в классах – многим родителям легче задавать вопросы при личном живом общении, чем на общешкольном собрании.
  2. С первых дней занятий организован строгий контроль за самим процессом обучения школьников, особенно за посещаемостью. Налажено тесное сотрудничество с администрацией, педагогами школы (прежде всего, непосредственно с классными руководителями) и родителями учащихся.
  3. Процесс обучения школьников, как и учащихся колледжа, имеет практикоориентированную направленность: по профессиям «Парикмахер», «Мастер по маникюру», «Визажист» ежедневно проходит бесплатное обслуживание посетителей под руководством мастеров производственного обучения; по профессии «Швея» ученики практикуются в пошиве постельного белья. Темы занятий соответствуют учебным программам.

     При проведении экскурсий лидеры обычно стараются, чтобы гости посетили мастерские, в которых проходят занятия по профессиональной подготовке школьников. В результате неоднократных опросов гостей по результатам посещения колледжа, особое впечатление, кроме профессиональных проб, производят как раз самостоятельные и «такие взрослые» ровесники, которые могут проводить экскурсии, отвечать на вопросы, обучать рабочим приемам, самостоятельно выполнять трудовые операции. Таким образом, профессиональная подготовка школьников, которая изначально была организована как результат профориентационной деятельности всего коллектива колледжа, в настоящее время является самостоятельным звеном по рекламе профессий.

      Главными показателями качества процесса обучения в учебном заведении является соблюдение контрольных цифр приема и трудоустройство выпускников. В Гомельском профессионально-техническом колледже бытового обслуживания многие годы не существует проблемы с набором (средний балл для поступления, как правило, около семи баллов), множество заявок от предприятий подтверждают наличие рабочих мест. Подобные результаты достижимы прежде всего при наличии в учебном заведении единой системы организации деятельности по профориентации, включающей многие направления, среди которых одним из важнейших является тесное сотрудничество с педагогическим коллективом школ, работа с учениками и их родителями.

     Некоторые коллеги упрекают нас (в какой-то мере справедливо), что с  такими профессиями легко увлечь школьников – можно все организовать ярко, красочно, есть чем «дать поиграть». Однако работа по «шестому дню» идет четвертый год в каждом лицее и колледже, поэтому имеет смысл не только взять на вооружение лучшие примеры организации процесса, хотя бы в учреждениях с родственными специальностями, но и основательно изучить собственный потенциал. Например, провести конкурс среди педагогов на лучший сценарий мероприятия для школьников – скорее всего, в коллективе уже существуют интересные предложения и оригинальные идеи, остается только воплотить их в жизнь!

        

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий