Владимир ГОНЧАРОВ,
учитель математики
Залесского яслей-сада – средней школы
Чечерского района Гомельской области
С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Однако способность к математике присуща не всем людям. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить математику в сферу интересов учащихся, так как данный учебный предмет обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в XIX веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика». Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе учебных предметов, имеет целью своего изучения количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.
Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, – задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая их специальным образом, можно осуществлять нравственное, экономическое, биологическое, экологическое и другие виды воспитания.
Прекрасным материалом для развития патриотизма являются сведения из истории родной страны. Исторический материал, действуя на сознание, на чувства и помыслы учащихся, формирует их нравственные идеалы.
Так, один из итоговых уроков в 6 классе был посвящен теме 75-летия Великой Победы. И без фактов об этом историческом событии невозможно было обойтись.
Фрагмент урока в 6 классе
Тема урока: итоговое повторение.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Цель урока:
– закрепить и усовершенствовать умение решать примеры и задачи по основным темам курса 6 класса.
Задачи:
– организовать работу по повторению основных действий с десятичными дробями и основных способов решения задач на проценты, нахождение площади круга;
– содействовать развитию у учащихся умений работать с координатной плоскостью;
– создать ситуации для развития аналитического мышления учащихся;
– способствовать формированию патриотизма у учащихся.
2. Практическая часть. [1]
2.1 Устный счет.
Известный факт, что война началась 22 июня 1941 года в 4 часа. План нападения на СССР был утвержден Германией 18 декабря 1940 года. Знаете ли вы название этого плана? Узнать название плана нападения Германии на СССР вы сможете, решив примеры и образовав слово, установив последовательность букв исходя из номера примера.
Устный счет.
1) 4,1 : 0,1 = 41(Б) 2) 0,3 : 3 = 0,1 (А) 3) 5 : 0,2 = 25 (Р) 4) 3,8 · 100 = 380 (Б) |
5) 3,5 : 7 = 0,5 (А) 6) 0,2 : 0,1 = 2 (Р) 7) 0,3 · 0,7 = 0,21(О)
|
8) 2,25+0,75 = 3 (С) 9) 0,566 · 10 = 5,66 (С) 10) 34,67 : 100 = 0,3467 (А)
|
Ответ: Барбаросса.
2.2 Решение примера.
План «Барбаросса» был рассчитан на молниеносную войну, но все мы знаем, что война длилась почти 4 года. Предлагаю вам выяснить, сколько дней длилась Великая Отечественная война. Для этого мы поработаем над сравнением и сложением десятичных дробей.
Выбрать наибольшее: 413, 072; 413,7.
Выбрать наименьшее: 63,2; 63,21; 63,53.
Выберите среднее: 1028,7; 0,205; 941,1.
Найти сумму выбранных чисел: 413,7+ 63,2+941,1 = 1418.
Таким образом, Великая Отечественная война длилась 1418 дней.
2.3 Решение задач.
2.3.1 Решите задачу.
Трудно пришлось всем в годы войны. Немецко-фашистские войска 14 августа 1941 года преодолели сопротивление Красной Армии и вошли на территорию Чечерска. Город имел стратегическое значение для переправы немецких войск через реку Сож. Сколько же дней длилась оккупация города?
Сколько дней длилась оккупация Чечерска,
если 108 дней оккупации составляет 12,5 %?
Ответ: 864 дня.
2.3.2 Решите задачу.
Круговая оборона города Чечерск ограничена окружностью. Радиус обороняемой территории равен 2 км.
Определить площадь обороняемой территории.
Решение. Образованная территория образовывает круг. Следовательно, нужно найти площадь круга.
3. Самостоятельное задание.
На столах карточки с координатной плоскостью и точками. Отметить данные точки на координатной плоскости, последовательно соединяя линиями точки:
(-9; 2), (-3; 3), (0; 8), (3; 3), (9; 2), (5; -3), (6; -9), (0; -7), (-6; -9), (-5; -3).
Рисунок, который мы получили – ЗВЕЗДА – символизирует Победу над фашизмом. Мы, поколение, не знавшее войны, обязаны свято чтить память тех, кто жизни не жалел, приближая Победу.
Воспитание чувства патриотизма продолжается и на уроках по систематизации и обобщению изученного материала. Так, факты, касающиеся истории родного города, истории и культуры белорусского народа используются применительно к изучаемым темам математики «Координатная плоскость», «Проценты и пропорции», «Десятичные дроби» и др.
Фрагмент урока в 5 классе
Тема: «Задачи на применение дробей».
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Цель урока:
– закрепить и усовершенствовать умения учащихся решать задачи на применение обыкновенных дробей.
Задачи:
– организовать работу по повторению основных действий с обыкновенными дробями, основных способов решения задач на применение обыкновенных дробей;
– содействовать развитию умений анализировать условия задач для их решения;
– создать ситуации, способствующие развитию аналитического мышления;
– способствовать формированию патриотизма у учащихся.
3.1 Применение знаний и умений учащихся.
А сейчас предлагаю вам посмотреть видео о новом кулинарном шедевре, появившемся в объектах общественного питания Гомеля. Новость будет вам интересна и, на мой взгляд, позволит в очередной раз гордиться особенностями национальной кухни. Особое внимание обращаем на компоненты демонстрируемого блюда.
Известно, что в кулинарии важно соблюдать необходимые пропорции, для достижения максимального вкусового эффекта, поэтому предлагаю вам решить следующую задачу:
В состав «дранбургера» входит бекон, драники, помидор, лук, салат. Общая масса «дранбургера» составляет 360 г. Найдите массу драников, если известно, что они составляют 5/9 от всей массы.
Решение. 1. 360 · 5/9 = 200 (г).
Ответ: 200 г.
Вопросы к задаче:
– Каким правилом мы пользовались для решения задачи?
– Какие вопросы мы можем поставить к задаче?
3.2 Следующую задачу мы будем решать в парах. Первая пара, которая справилась, поднимает руки вверх. Условие задачи:
Ежемесячно предприятие «Гомельдрев» продает населению заготавливаемой древесины, что составляет 1800 кубических метров. Найдите общее количество древесины, заготавливаемой предприятием в месяц.
Решение. 1800 / = 1800 · = 8100 (м3).
Ответ : 8100 (м3).
Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки и рассказы. Предлагаю ученикам при изучении некоторых тем сочинить и художественно оформить свою математическую сказку или рассказ, начиная с пятого класса. Дети учатся быть добрыми и справедливыми, сочиняя свои сказки.
Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом. Мною разработаны некоторые методические рекомендации по реализации воспитательного потенциала урока математики.
- Проводить систематическую диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом, что позволит увидеть проблемы в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели.
- Обязательно обсуждать с ребятами те качества личности, которые будут затрагиваться на уроках.
- При подготовке плана урока продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами.
- Осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока, т.к. на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу, от чего зависит успех урока в целом.
- Специально подбирать задачи воспитательного содержания для урока.
- Использовать на уроке разные виды контроля, что позволит осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие. Применять разные способы оценивания, которые оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха, и в случае неудач.
Математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Воспитательная работа учителя математики очень многогранна, и она сопутствует обучению на всем его пути.
Таким образом, учитель математики находит богатую почву для воспитания у учащихся тех черт характера и развития тех навыков, которые обязательно будут необходимы им на протяжении всей жизни.
[1] В тексте нумерация непоследовательна, поскольку представлены только фрагменты уроков