Работа с текстом на уроках английского языка как основа развития навыков говорения у учащихся на II ступени общего среднего образования

- 16:08Иностранный язык. Идеи, Методичка

 

Марина РУСАКОВИЧ,
учитель английского языка
средней школы № 13 Мозыря

mmayhew@yandex.ru

 

 

     1. Информационный блок

     1.1 Название темы опыта «Использование разработанных заданий при работе с текстом на уроках английского языка как основа развития навыков говорения у учащихся на II ступени общего среднего образования».

     1.2 Актуальность опыта

Одной из главных задач воспитания, обозначенных в Кодексе Республики Беларусь об образовании и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, является создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

В концепции учебного предмета «Иностранный язык» в качестве одной из целей обучения является овладение учащимися языковыми и речевыми нормами иностранного языка на уровне, достаточном для правовой и социальной адаптации в поликультурном мире, для осуществления «диалога культур» в процессе общения с носителями других языков [1].

Для определения уровня развития устной речи учащихся была использована тестовая методика диагностики устной речи школьников, составленная Липкиной И.А., Окороковой М.И., которая состоит из двух заданий: «Исследования связной речи» и «Речь учащихся на основе прочитанного текста» (Приложение 3).

Актуальность данной работы обусловлена тем, что чтение играет важную роль в процессе обучения речевому общению. Оба эти процесса непрерывно взаимосвязаны. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации, оно широко используется в познавательных и эстетических целях, играет одну из важнейших ролей в процессе обучения английскому языку.   

     1.3. Цель опыта – развитие навыков говорения учащихся II ступени общего среднего образования посредством использования эффективных приёмов работы над текстом на уроках английского языка.

     1.4. Задачи опыта:

     1.4.1 Выявить уровень сформированности навыков говорения учащихся посредством проведения диагностики по методике авторов Липкиной И.А. и Окороковой М. И.

     1.4.2 Разработать и систематизировать задания, способствующие развитию навыков говорения учащихся на основе прочитанного текста, показать их практическое применение.

     1.4.3 Проанализировать эффективность и результативность использования заданий, способствующих развитию навыков говорения учащихся на основе прочитанного текста на уроках английского языка.

     1.5  Длительность работы над опытом

Работа над опытом начата с 2013 года и продолжается до настоящего времени.

Этапы формирования опыта:

Первый этап – диагностический (теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, передового педагогического опыта; выявление уровня развития навыков говорения учащихся посредством проведения диагностики по методике авторов Липкиной И. А. и Окороковой М. И., изучение научной и учебно-методической литературы).

Второй этап – практический (разработка и систематизация наиболее эффективных заданий по развитию навыков говорения на основе прочитанного текста, применение на практике).

Третий этап – обобщающий (обоснование эффективности и результативности опыта; планирование дальнейшей работы посредством использования системы эффективных заданий по развитию навыков говорения на основе прочитанного текста).

     2. Описание технологии опыта

     2.1 Ведущая идея опыта заключается в том, что использование заданий при работе над текстом на учебных занятиях будет способствовать развитию навыков говорения учащихся. Учащиеся смогут находить необходимую информацию в тексте, задавать вопросы, отвечать на вопросы собеседника, строить логичные и связанные по форме и содержанию высказывания. 

     2.2 Описание сущности опыта

Опираясь на теоретическую, научную и учебно-методическую литературу, нормативную правовую базу, опыт педагогов, проведённую диагностику и собственный педагогический опыт мне удалось выявить, что развитие навыков говорения учащихся с опорой на письменный текст происходит легче и быстрее, чем без текста. Часто, когда на уроке английского языка, учащегося прошу рассказать о школе, он просто говорит: “I like my school”, и не знает, что ещё добавить к своему высказыванию. Текст служит опорой и примером для построения устного высказывания.

Существуют различные точки зрения по поводу того, какие формы работы над текстом наиболее эффективны и способствуют развитию диалогической и монологической речи учащихся.

Проблемой того, как должно быть организовано обучение и с помощью каких упражнений по тексту, занимаются Н. Д. Гальскова, Н. Ф.Б ориско, Р. Ю. Мартынова, В. М. Плахотник, В. В. Софонова [5, с.11].

На II ступени общего среднего образования, по мнению Н. Д. Гальсковой, должны быть сформированы умения продуцировать тексты следующего характера: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен информацией; монолог-описание, сообщение, повествование, характеристика. По мнению З. И. Цырлиной вопросы по тексту должны пересекаться с вопросами, касающимися самого учащегося, жизни класса, других событий. [7, с.27].

Очень распространенной формой работы с текстом является пересказ.

Среди видов пересказа, которые с успехом можно использовать в качестве речевых упражнений, А. А. Алхазишвили отмечает, например, краткое изложение содержания текста, изложение событий, описанных в тексте, от лица того или иного персонажа и т. д. [2, с.180].

По моему мнению, чтение обеспечивает учащихся знаниями, возможностью использовать их при любых обстоятельствах. Я стремлюсь сделать так, чтобы чтение стало для учащихся приятным занятием, превратилось в удовольствие и развлечение, чтобы оно успешно выполняло роль эффективного средства обучения. М. Г. Старикова отмечает, что эффективная учебная деятельность начинается с организации условий, при которых она протекает наиболее благоприятно [6, с.4]. С этой целью подбираю тексты для чтения интересные, доступные для понимания.

Считаю, что важным ресурсом обучения английскому языку является разработка системы заданий работы над текстом, способствующей развитию навыков говорения учащихся II ступени общего среднего образования.

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т. к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма.

Чтение оказывает положительное влияние на развитие устной речи. В процесс чтения вовлечены все анализаторы, участвующие в говорении. Помимо этого, содержание прочитанных текстов служит основой для многих упражнений, непосредственно направленных на развитие устной речи – вопросно-ответные упражнения, пересказы, беседы и дискуссии по прочитанному и др.

Я считаю, что удачно подобранный текст максимально стимулирует речевую деятельность учащихся, поэтому он должен соответствовать определённым требованиям. Важен характер текстов, их содержание, эмоциональная окраска повествования, содержание определенных грамматических конструкций и лексики, современность, новизна материала, наличие идеи общечеловеческого или социокультурного плана. Я выбираю тексты, которые несут в себе информацию, интересны учащимся, являются образцом для развития и совершенствования навыков и умений устной и письменной речи, отправной точкой для самостоятельных высказываний.

 

Класс

Виды текстов

5 класс

Сказка, рассказ, рифмовка, песня

6 класс

Рассказ, письмо, статья, меню, расписание, киноафиша

7 класс

Биография, стятья, приглашение, список покупок, e-mail, брошюра, письмо

8 класс

Рассказ, биография, письмо, статья, меню, афиша, программа

9 класс

Статья, буклет, письмо, e-mail, афиша

В зависимости от целей установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее внедрение либо воспроизведение полученной информации.

Изучающее чтение предусматривает очень полное и чёткое понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Поисковое чтение ориентировано на нахождение в тексте конкретной информации.

Таким образом, для развития навыков говорения учащиеся должны максимально полно и точно понимать всю содержащуюся в тексте информацию и владеть ею. Изучающее чтение полностью соответствует нашим требованиям. Данный вид чтения вдумчивый, предполагающий целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и лексические связи текста.

Мною разработана система, заключающаяся в использовании эффективных заданий к текстам на этапах учебного занятия.

Этапы организации деятельности учащихся
по развитию навыков говорения

 

Этапы работы

Система заданий

Планируемый результат

I этап

Формирование навыков работы
с содержанием текста.

5–6 класс

Выбор подходящего названия к тексту; ответ на предложенные вопросы до чтения текста; краткие ответы на вопросы по содержанию текста; выделение в тексте смысловых частей; подтверждение правильности, ложности утверждений; подбор подходящих по смыслу предложений, пропущенных в тексте; пересказ текста.

Умение прогнозировать содержание текста по заголовку, составление плана прочитанного текста, использование двуязычных словарей, использование элементов текста в качестве содержательных и языковых опор.

II этап

Развитие умений самостоятельной работы
с содержанием текста.

7–8 класс

Определение тематики текста по заголовку текста, по первому абзацу; ответ на предложенные вопросы до чтения текста; развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста; выделение в тексте смысловых частей и озаглавливание их; подтверждение правильности, ложности утверждений; подбор подходящих по смыслу предложений, пропущенных в тексте; постановка вопросов к тексту; составление плана текста; пересказ текста от лица героя текста.

Нахождение информации в текстах, установление причинно-следственных связей между фактами и событиями, оценивание важности и новизны извлечённой информации, использование контекстуальной догадки, нахождение и обобщение информации, выполнение самостоятельных заданий репродуктивно-продуктивного характера с использованием печатных материалов.

III этап

Развитие умений самостоятельного высказывания
на основе
прочитанного текста.

9 класс

Придумывание заголовка и его обоснование; определение перечня поднимаемых в тексте проблем по заголовку; ответ на предложенные вопросы до чтения текста; прогнозирование хода событий в тексте; развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста; опровержение утверждения или согласие с ними; постановка вопросов к тексту; составление диалога по содержанию текста; составление ситуации с опорой на жизненный опыт; обоснование собственного отношения к фактам.

Умение выражать своё мнение по извлечённой информации, осуществление самостоятельной учебно-познавательной деятельности по поиску, сбору и обобщению информации.

 

Я помогаю учащимся овладеть процессом чтения, показываю, что в тексте есть много того, что помогает понять текст и замысел автора. Работу над текстом провожу в три этапа: предтекстовый (Pre-reading), текстовый (While-reading) и послетекстовый (Post-reading). Для каждого этапа я определяю свои цели. 

На предтекстовом этапе предлагаю задание мотивационного характера, которое должно пробудить интерес детей к теме урока. Здесь дается упражнение на знакомство с новой лексикой и закрепление уже изученных слов и выражений. Упражнения на узнавание слова по формальному и семантическому признакам, на автоматизацию узнавания лексических единиц, на различение грамматических явлений, подстановочные упражнения, трансформационные упражнения, упражнения для обучения работе со словарной статьёй и упражнения на прогнозирование содержания читаемого.

Это задания типа «Выбери подходящее заглавие к тексту», «Ответь на вопросы по тексту до чтения текста», «Подбери картинку к слову», «Замени картинки словами», «Соедини слова в словосочетания», «Вставь слова в предложения из предложенных вариантов», «Отгадай кроссворд (загадку, головоломку)» и т. п.

На этапе формирования навыков работы с содержанием текста предлагаю следующее задание: «Choose the most suitable title». Перед прочтением текста и выполнения задания, учащиеся вместе со мной разбирают предложенные заглавия к данному тексту. После прочтения текста они легко справляются с этим заданием. На этапе развития умений самостоятельной работы с содержанием текста использую упражнение – прогнозирование. «The title of the text is “School”. What is this text about? Try to predict». Прогнозирование перед чтением текста побуждает учащихся проверить свою догадку и вызывает интерес к чтению. В 9 классе учащиеся не пользуются подсказками, а дают свой вариант заглавия текста, поясняя свою точку зрения. «Read the first paragraph of the text. Give your title to this text. Explain your ideas».

На текстовом этапе дети читают текст и выполняют задания на его понимание и осмысление его содержания. Упражнения на реконструкцию текста, упражнения на перефразирование, упражнения на обобщение материала. Это могут быть задания: «Верно – неверно», «Закончи предложение…», «Выбери правильный ответ на вопрос», «Расставь предложения в правильном порядке», «Заполни таблицу …», «Найди в тексте предложения, которые ….», «Составь вопросы и попроси одноклассника ответить на них» и т. д.

В 5 классе на текстовом этапе использую упражнения на обобщение материала: «Read the text and answer the question. What is Mike’s favourite day at school?» Учащиеся читают текст и отвечают на вопрос. Данное упражнение позволяет мне выяснить, понятна ли учащимся общая информация по тексту. Для того чтобы учащиеся детально владели текстом использую следующее упражнение: «Say if the sentences are true or false according to the text». Учащиеся читают предложения и подтверждают или отрицают данную информацию.

  1. Mike goes to school every day. 2. The second lesson is English. 3. Mike always plays sports games outside. The third lesson is Music.

В 7–9 классах так же использую данное упражнение, но задание усложняется. Учащиеся читают информацию и не только подтверждают или отрицают её, а ещё исправляют ложные предложения в соответствии с текстом.

Упражнения на реконструкцию текста также предлагаю учащимся для первого и второго этапов работы над текстом. Предложения нужно прочитать и поставить по порядку появления их в тексте. Например, «Put the sentences in a logical order.»

  1. The third lesson is Music. ___
  2. The second lesson is Maths. ___
  3. Mike likes Monday. ____
  4. The first lesson is English. ___
  5. The fourth lesson is PE. ____

На послетекстовом этапе учащимся предлагается анализировать содержание текста. Упражнения на выявление темы текста, упражнения на передачу сюжета, упражнения на составление характеристики персонажей. На этом этапе разрабатываю задания, которые обычно формулируются так: «Докажите, что…», «Представьте, что …», «Расскажите (напишите), как…», «Придумайте, как (что)…» и т. п.

В процессе выполнения этих упражнений, учащиеся многократно обращаются к тексту, что позволяет им усвоить и понять его содержание на смысловом уровне. На этапе формирования навыков работы с текстом использую следующие упражнения:

– упражнения на составление характеристики персонажей: «Answer the following questions.»

     1. Does Mike like his school? 2. How many lessons has Mike got on Monday? 3. What is the second lesson on Monday? 4. Where does Mike want to go? 5. What is the fourth lesson on Monday?

– упражнения на передачу сюжета. «Add more information from the text to the following ideas», «Make a plan of the text. Retell the text using your plan. »

В 7–8 классах на учебных занятиях организую работу в парах. Например, для развития навыков говорения на основе прочитанного текста учащиеся выполняют следующие задания: «Speak about your favourite school day», «Ask your classmates about their favourite school day», «Make up a dialogue. Ask your partner about his favourite school day and answer his questions about your favourite school day».

На этапе развития умений самостоятельного высказывания на основе прочитанного текста учащиеся выполняют задания, опираясь на свой жизненный опыт. Например, «Think of the continuation of the story», «Think of a similar description of a member of your family», «Write your answer to the letter», «Add your own letter to the Internet magazine», «Prove that the story is humorous. Give examples from the text».

     2.3 Результативность и эффективность опыта

Проводимая работа повлияла на повышение результатов учебной деятельности учащихся, что составило на конец 9 класса: высокий уровень – 50 %, средний уровень – 45 % (Приложение 3).

86 % учащихся 9 класса имеют высокий и достаточный уровни обученности по английскому языку (Приложение 3).

Проанализировав свою деятельность и деятельность учащихся, пришла к выводу, что систематическое использование эффективных заданий при работе с текстом в процессе обучения позволило учащимся овладеть совокупностью  речевых, языковых, социокультурных норм английского языка; учебно-познавательными умениями, которые помогают осуществлять межкультурную коммуникацию и решать стоящие перед учащимися коммуникативные, образовательные, познавательные задачи; навыками и умениями для построения логичного и связного по форме и содержанию собственного высказывания, а также для понимания и интерпретации высказываний других людей.

     3. Заключение

Данный педагогический опыт актуален в условиях повышения профессионального, социального и культурного самоопределения.

Педагогический опыт может быть использован учителями II ступени общего среднего образования при изучении английского языка. Показателем успешности опыта является участие в районных, областных семинарах, конференциях, районном методическом фестивале, проведении серии открытых уроков в рамках работы школьного методического объединения учителей английского и немецкого языков и районного ресурсного центра учителей английского языка. Педагогический опыт транслировался для слушателей повышения квалификации ГУО «Гомельского областного института развития образования». 

Перспектива совершенствования данного опыта в профессиональной практике заключается в дальнейшем использовании эффективных заданий при работе с текстом как основы развития навыков говорения учащихся. Планирую издать сборник текстов и заданий по английскому языку для учащихся 5–9 классов.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

Список литературы

1. Концепция учебного предмета «Иностранный язык » // Образовательный портал www.adu.by / Национальный ин-т образования.

2. Алхазишвили, А. А. Теория и практика обучения устной речи на иностранном языке / А. А. Алхазишвили. – Тбилиси : Ганатлеба, 1984. – 224 с.

3. Леонтьева, Т. П. Методика преподавания иностранного языка: учеб.
пособие / Т. П. Леонтьевна [и др.] ; под общей ред. Т. П. Леонтьевой – 3-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2017. – 239 с.

4. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Пасов Е. И., Кузовлева Н. Е. – Ростов на/Д: Феникс; М : Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.

5. Редько, В. Г. Содержание и функции текстов для чтения в школьных учебниках по иностранным языкам / В. Г. Редько // Замежныя мовы. – 2015. – № 4. – С. 9–16.

6. Старикова, М. Г. Современный урок: пособие для педагогов, администрации общеобраз. учреждений, работников Р(Г)УМК / сост. М. Г. Старикова. – Мозырь : Белый ветер, 2010. – 95 с.

7. Цырлина, З. И. Развитие навыков устной речи на уроках немецкого языка в старших классах / З. И. Цырлина // Иностранные языки в школе. – 2010. – №4. – С. 84–88.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий