Надежда ДРАНИЦА,
учитель физики и математики
Воробьевичский детский сад – базовая школа
Новогрудский район, Гродненская область
Тема. Повторение. Законы постоянного тока
10 класс, базовый уровень
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний
Обучающая цель урока:
— планируется, что по окончании учебного занятия учащиеся повторят и систематизируют знания по теме «Законы постоянного тока»;
— смогут выполнять экспериментальные задания по измерению силы тока, напряжения;
— рассчитать сопротивление проводника;
— применить знания на практике, решая качественные задачи на последовательное и параллельное соединение
Задачи воспитания и развития:
— способствовать развитию умений устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать предположения, делать выводы и обобщения, взаимодействовать с одноклассниками.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактический материал (карточки), оборудование для выполнения экспериментального задания (источники тока, амперметры, резисторы, вольтметры, электрические лампочки, омметр, соленоид, раствор медного купороса, соединительные провода).
Структура и ход урока
1 Организационный момент – 1 минута
Каждый урок для вас – это новые знания и радость победы над неизвестным. Есть такая легенда о греческом философе, который гулял в саду и разговаривал со своим учеником.
– Скажи мне, – спросил ученик, – почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, у тебя богатый опыт. Так почему же для тебя осталось много неизвестного и вопросов без ответа?
Подумав, философ нарисовал на земле два шара, большой и маленький.
– Твои знания – это маленький шар, а мои – большой. Чем больше шар, тем больше он касается неизвестного. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с тем, чего ты не знаешь. И дальше: чем больше ты будешь узнавать, тем больше будет возникать вопросов.
Сегодня мы попробуем расширить круг ваших знаний, чтобы у вас рождались новые вопросы, и появлялось желание находить на них ответы.
2 Целепологание – 2 минуты
(просмотр видеоролика «Поражение электрическим током», 30 секунд); после просмотра учащиеся дают ответ на вопрос «Зачем мне это надо знать?»
3 Повторение, обобщение, систематизация знаний – 7 минут
(фронтальная работа учащихся, индивидуальная работа по составлению опорного конспекта, приложение 1):
1) электрический ток, условия возникновения электрического тока, направление электрического ток;
2) примеры источников тока, их обозначение на схеме;
3) что общего и различного у обычной батарейки и аккумулятора?
4) действия электрического тока (демонстрация учителем магнитного и химического действия;
5) сила тока, единица измерения, формула для расчета, прибор для измерения, правила подключения амперметр;
6) работа электрического тока;
7) закон Джоуля – Ленца;
8) напряжение, прибор для измерения, обозначение на схемах, правила подключения.
4 Экспериментальное задание – 7 минут
(работа в группах), повторяем правила безопасности.
Оборудование: источник тока, лампа, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
1) Измерить с помощью амперметра силу тока, проходящую через лампочку
2) Измерить с помощью вольтметра напряжение на лампочке
3) Результаты измерений заносим в таблицу
Сила тока, I, A |
Напряжение, U, B |
Сопротивление, R, Ом, |
Закон Ома |
|
|
|
I = – |
4) Прибор для измерения сопротивления
5) Формула для расчета сопротивления – R =
6) Измерение собственного сопротивления омметром
5 Физкультминутка – 1 минута
6 Повторение, обобщение, систематизация знаний – 7 минут
1) Виды соединений, законы соединений.
2) Как соединены между собой бытовые приборы?
3) Минусы последовательного и параллельного соединения («эффект гирлянды», уменьшение сопротивления при одновременном подключении большого количества потребителей).
4) Плюсы последовательного и параллельного соединения (предохранители подключают только последовательно, независимость работы элементов друг от друга).
7 Решение качественных задач – 15 минут
1) Какие ошибки допущены в схемах?
2) Что произойдет с накалом ламп в схемах 1 и 2 при таком подключении? (выдвигают гипотезы, проверяют экспериментально 1 и 3 группа схема 1, вторая и четвертая схема – 2, делают вывод)
3) Вследствие короткого замыкания загорелись провода. Почему их нельзя тушить водой до тех пор, пока загоревшийся участок не отключен от сети?
4) Как изменится сопротивление проводника, если его разрезать на две равные части и соединить части параллельно?
8 Подведение итогов. Рефлексия.
А теперь подведём итоги нашей работы. Вспомните легенду о греческом философе, рассказанную в начале урока.
– Какими знаниями вы можете дополнить свой шар? Напишите это на стикерах и прокомментируйте.
9 Организация домашнего задания (онлайн тест, приложение 2)
Приложение 1
Приложение 2
(https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdpFjXW2TDCh0KEP7qcI3v8jaiZLWLAv4U-qKyzllMDIJN69Q/viewform)
1 От чего зависит сопротивление проводника? (1 балл)
а) напряжения;
б) силы тока;
в) мощности тока;
г) длины проводника.
2 Как изменится сила тока в проводнике, если его длину уменьшить в 4 раза? (1 балл)
а) увеличится в 2 раза;
б) уменьшится в 2 раза;
в) увеличится в 4 раза;
г) уменьшится в 4 раза.
3 По какой схеме при включении амперметр наиболее точно измеряет силу тока, протекающего через резистор R? (1 балл)
а, б, в, г
4 Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи? (1 балл)
б) P = IU; в) I = U/R; г) Q = I 2Rt.
5 Сила тока, проходящая через нить лампы,– 0,3 А, напряжение на лампе – 6В. Каково электрическое сопротивление нити лампы? (1 балл)
а) 2 Ом; б) 1,8 Ом; в) 0,5 Ом; г) 20 Ом.
6 Как изменится электрическое сопротивление резистора, если его провод заменить другим, у которого площадь сечения больше в 2 раза. Длина и материал проводов одинаковы (1 балл)
а) увеличится в 2 раза;
б) уменьшится в 2 раза;
в) увеличится в 4 раза;
г) уменьшится в 4 раза.
7 Используя зависимость силы тока от напряжения, определите сопротивление проводника (1 балл)
а) 1 Ом; б) 2 Ом; в) 0,5 Ом; г) 4,5 Ом.