Тамара КОНОВОД,
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия г. Наровли»,
Гомельская область
tamarakonovod@yandex.ru
Основная единица языка – это слово. И именно в нём отражается и история человечества, и история науки, культуры, техники, любые изменения в жизни общества.
В современном мире одной из важных проблем является проблема развития речи учащихся. Им трудно формулировать свою мысль, выражаться ясно, образно, точно и выразительно. Фразеологизмы же помогают немногими словами сказать многое. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность и выразительность.
Начало работы с фразеологизмами очень сложное для учителя и детей. То, что учителю кажется простым и понятным, дети, порой, не понимают совсем. Многие фразеологизмы приходится объяснять ситуативно, то есть рисовать ситуации, в которых они могут быть использованы. Одни дети понимают и сами предлагают варианты использования нового высказывания, другие чаще всего запоминают слова учителя и могут их только воспроизвести. Поэтому работа с фразеологизмами очень удобна по предлагаемой разработке (чтобы просмотреть или скачать разработку в PDF-формате, смотрите ссылку ниже). Значение каждого фразеологизма раскрыто на каждой странице. Картинка, как живой образ, помогает представить ситуацию. Дети очень любят стихи-рифмовки, которые легко запоминают и часто повторяют. После представления ситуации, описанной во фразеологизме, полезно заучить стихотворение, которое поможет закрепить выражение в памяти ребёнка.
Предложенные сочетания я использую на уроках русского языка при изучении темы «Фразеологизмы». Но ограничиваться изучением только одной темы невозможно. Необходимо учить ребят использовать фразеологизмы ежедневно, подбирая их к различным жизненным ситуациям на уроках и в повседневной жизни.
Коновод Т.В. Фразеологизмы в стихах