Наталья ЦАЛКО
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 31 г. Мозыря»
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. В первую очередь речь характеризуется правильным произношением звуков. Оно обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов речевого аппарата. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.
Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика. Это система упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Развитие артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи – это сложный процесс, так как он осуществляется только за счет специальных многократно повторяемых упражнений.
Вся система артикуляционной гимнастики разделена на два вида упражнений: статические и динамические. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 5–10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Для развития артикуляционной моторики в своей работе использую статические и динамические упражнения. Из практики работы с воспитанниками выявила, что важно не количество упражнений, а правильный подбор и качество выполнения упражнений. Поэтому упражнения подбираю исходя из задачи для конкретного занятия и индивидуальных особенностей ребенка, чтобы добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения.
На каждом индивидуальном занятии провожу артикуляционную гимнастику (не более 5 минут), чтобы вырабатываемые у детей навыки закрепились. Из выполняемых трех-пяти упражнений новым может быть только одно, остальные даю для повторения и закрепления.
Начинаю гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10–15 секунд, далее перехожу к динамическим. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю определенную последовательность, иду от простых упражнений к сложным. Провожу их эмоционально и в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название и образ, так ребенку легче запомнить движение.
Артикуляционную гимнастику с воспитанниками выполняем сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в расслабленном положении. Перед воспитанником размещаю зеркало, так чтобы он видел своё и моё лицо. Даю не только поэтапную инструкцию, но и показываю пример выполнения артикуляционного упражнения. Если у ребенка не получается какое-то движение, использую механическую помощь, например поднимаю язык за верхние зубы с помощью шпателя. Пассивные движения ребенка постепенно перевожу в пассивно-активные, а затем и в активные (самостоятельные) при зрительном самоконтроле перед зеркалом. После того как ребенок научился выполнять движения, зеркало убираю, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. С помощью моих наводящих вопросов ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий). Это дает воспитанникам возможность делать свои первые открытия, вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.
Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения артикуляционной гимнастики создаю положительный эмоциональный настрой у воспитанников. Чтобы дети не потеряли интерес к выполнению гимнастики, провожу её в занимательной игровой форме, включаю в работу все анализаторы и использую разнообразный вспомогательный материал.
Воспитанники старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с бо́льшим желанием, если сопровождать упражнения стихотворным текстом или сказочным сюжетом. Небольшие забавные стихотворения проговариваю перед или во время выполнения упражнения ребёнком. Также не меньший интерес у воспитанников вызывают «Сказки о Весёлом Язычке». Рассказывая сказку, демонстрирую движения языка, а ребенок повторяет за мной. Истории и сказки могут сопровождаться пальчиковым театром или иллюстрациями.
Часто использую в работе рисунки-подсказки и картинки-образы, которые выступают в роли наглядного символа артикуляционной позы. Их я собрала в схемы, например, артикуляционные гимнастики «Бродилки», «Боулинг», «Весёлая гусеница», «Паровозик», «Логокуб».
Артикуляционная гимнастика «Боулинг». Перед ребенком выставляются кегли, на которых есть картинки, обозначающие артикуляционные упражнения. Ребенок сбивает мячиком кеглю, выполняет соответствующие упражнение. Такой вариант выполнения артикуляционной гимнастики очень нравится воспитанникам, они легко и с интересом выполняют предложенные упражнения.
Артикуляционная гимнастика «Бродилки». При использовании артикуляционной гимнастики «Бродилки», которая представляет собой определенную схему выполнения упражнений, ребенок передвигает фишку по полю и выполняет артикуляционные упражнения. Мною эта гимнастика представлена в трёх схемах и включает комплекс упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков.
При знакомстве детей старшего дошкольного возраста с органами артикуляции, а также при выполнении трудных артикуляционных упражнений прибегаю к использованию муляжа «Язычок». Данный муляж во время логопедических занятий позволяет наглядно показать детям артикуляционные позы и движения, а также простейшие приемы постановки звукопроизношения.
Большой интерес и эмоции у детей старшего дошкольного возраста вызывает артикуляционная гимнастика с фонариком. Создается игровая ситуация «Что везёт грузовик?». Ребёнок подсвечивает картинку с обратной стороны. Появляется рисунок-символ на определенное артикуляционное упражнение, которое ребенок должен выполнить. Такая гимнастика разработана для свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Для проведения артикуляционной гимнастики использую ещё такой вспомогательный материал как спиннер. Ребенок вращает спиннер на специальном листе с изображениями артикуляционных упражнений. Затем выполняет то упражнение, на которое выпадает стрелка спиннера. Выполняя упражнения в такой занимательной форме, воспитанники не теряют интерес к артикуляционной гимнастике.
На своих занятиях в качестве сюрпризного момента часто использую «Волшебную коробочку». Эта небольшая золотистая коробочка с прорезью, в которой находятся крышечки с картинками артикуляционных упражнений. Мною разработаны два варианта выполнения артикуляционной гимнастики с «Волшебной коробочкой». Первый вариант: ребенок вытягивает из коробочки крышечку и выполняет упражнение. А второй вариант: крышки выкладываются на стол, ребенок поочередно выполняет упражнения и бросает крышечки в коробку с прорезью. Воспитанники с удовольствием выполняют оба варианта этой артикуляционной гимнастики.
Таким образом, использование артикуляционной гимнастики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи для развития речевой моторики является эффективным средством, особенно при организации занятий в игровой форме. Воспитанники с интересом выполняют предложенные игровые артикуляционные упражнения. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, а преодоление трудностей проходит легче.