Надежда ЦИДИК,
учитель-дефектолог
Ратичской средней школы
Гродненского района
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Наглядно-образное мышление формируется у ребенка с раннего детства на основе зрительного восприятия информации. Дети с интересом рассматривают иллюстрации в книгах, различные картинки. В дошкольной педагогике и педагогике начальной школы наглядные методы и приёмы являются основными при обучении детей, потому что влекут за собой развитие образного мышления у ребенка, что является важными неотъемлемым компонентом формирования устойчивых связей при переходе от образного мышления к логическому и наоборот.
Основным направлением в обучении развития речи (пересказ, заучивание стихотворений, отгадывание загадок) является мнемотехника. В самом общем смысле мнемотехника представляется как искусство запоминания, комплекс приемов, способов и методов, которые помогают и облегчают запоминание и увеличивают объем памяти посредством образования искусственных ассоциаций и их переноса в реальность.
Если у ребенка отсутствует интерес к чтению, письму, можно поиграть в интересную игру – разгадывание изографов.
Изографы – это картинки, визуально похожие на определенный предмет, но состоят из стилизованных букв, которые нарисованы различным образом, но обозначают название этого предмета.
Слово изограф (перевод с греческого, означает – живописец) часто встречалось в русских литературных источниках XVII века. В современном мире словом изограф называется инструмент для чертежных работ.
В логопедической практике широко используют изографы для предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников. В начальной школе изографы можно использовать при словарной работе, при отработке навыка написания слов с безударными гласными.
Игра-работа направлена на:
– развитие внимания;
– зрительного анализа;
– чёткого создания и запоминания образа буквы;
– развитие анализа и синтеза речи (на уровнях: звук/буква, слог, слово).
Существует несколько методов работы с изографами:
1 Визуально постараться определить предмет, зашифрованный в изографе.
2 Рассмотреть изограф и нахождение всех букв, которые «спрятались» в нём.
3 Постараться составить слово.
4 Выложить из букв разрезной азбуки слово.
5 Определить орфограммы в этом слове.
6 Называть звуки и буквы слова-изографа.
7 Определить согласные и гласные буквы в слове-изографе.
8 Разделить слова на слоги.
9 Зарисовать слова-изографы на чистом листе бумаги.
10 Отстукивание ритма слова – изографа.
11 Придумать несколько предложений со словом-изографом.
12 Выложить из крупы один из слогов слова-изографа.
Примеры работы с изографом
1 Развитие звукового анализа и синтеза (произнесите слово и звуки, из которого оно состоит). Сколько звуков (букв) в этом слове?
Морковь – 7 букв, но 6 звуков.
Ягода – 5 букв, звуков 6.
Формирование понятия «двойная роль гласных».
2 Развитие связной речи.
– Составьте предложение, используя слова-изографы:
(В корзине лежат капуста, помидор, морковь.)
3 Развитие познавательных процессов.
– Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»:
– Формирование обобщающих понятий (назови одним словом):
Усложненный вариант: выдели лишний вид транспорта.
4 Развитие математических способностей.
– Найди все цифры и запиши их:
– Найди все семерки и умножь на их количество 7*4.
Таким образом, с помощью изографа можно построить работу в любом направлении и использовать на любых этапах коррекционно-развивающего занятия.