Нетрадиционные методы в работе учителя-дефектолога

- 11:46Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

 

Надежда ЦИДИК,
учитель-дефектолог
Ратичской средней школы
Гродненского района

 

 

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский

 

Наглядно-образное мышление формируется у ребенка с раннего детства на основе зрительного восприятия информации. Дети с интересом рассматривают иллюстрации в книгах, различные картинки. В дошкольной педагогике и педагогике начальной школы наглядные методы и приёмы являются основными при обучении детей, потому что влекут за собой развитие образного мышления у ребенка, что является важными неотъемлемым компонентом формирования устойчивых связей при переходе от образного мышления к логическому и наоборот.

Основным направлением в обучении развития речи (пересказ, заучивание стихотворений, отгадывание загадок) является мнемотехника. В самом общем смысле мнемотехника представляется как искусство запоминания, комплекс приемов, способов и методов, которые помогают и облегчают запоминание и увеличивают объем памяти посредством образования искусственных ассоциаций и их переноса в реальность.

Если у ребенка отсутствует интерес к чтению, письму, можно поиграть в интересную игру – разгадывание изографов.

Изографы – это картинки, визуально похожие на определенный предмет, но состоят из стилизованных букв, которые нарисованы различным образом, но обозначают название этого предмета.

Слово изограф (перевод с греческого, означает – живописец) часто встречалось в русских литературных источниках XVII века. В современном мире словом изограф называется инструмент для чертежных работ.

В логопедической практике широко используют изографы для предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников. В начальной школе изографы можно использовать при словарной работе, при отработке навыка написания слов с безударными гласными.

Игра-работа направлена на:
     – развитие внимания;
     – зрительного анализа;
     – чёткого создания и запоминания образа буквы;
     – развитие анализа и синтеза речи (на уровнях: звук/буква, слог, слово).

Существует несколько методов работы с изографами:

1 Визуально постараться определить предмет, зашифрованный в изографе.
2 Рассмотреть изограф и нахождение всех букв, которые «спрятались» в нём.
3 Постараться составить слово.
4 Выложить из букв разрезной азбуки слово.
5 Определить орфограммы в этом слове.
6 Называть звуки и буквы слова-изографа.
7 Определить согласные и гласные буквы в слове-изографе.
8 Разделить слова на слоги.
9 Зарисовать слова-изографы на чистом листе бумаги.
10 Отстукивание ритма слова – изографа.
11 Придумать несколько предложений со словом-изографом.
12 Выложить из крупы один из слогов слова-изографа.

 

Примеры работы с изографом

     1 Развитие звукового анализа и синтеза (произнесите слово и звуки, из которого оно состоит). Сколько звуков (букв) в этом слове?

             Морковь – 7 букв, но 6 звуков.

       Ягода – 5 букв, звуков 6.
                                  Формирование понятия «двойная роль гласных».

 

     2 Развитие связной речи.
– Составьте предложение, используя слова-изографы:



(В корзине лежат капуста, помидор, морковь.)

 

     3 Развитие познавательных процессов.

– Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»:

– Формирование обобщающих понятий (назови одним словом):

Усложненный вариант: выдели лишний вид транспорта.

 

     4 Развитие математических способностей.

– Найди все цифры и запиши их:

      – Найди все семерки и умножь на их количество 7*4.

 

Таким образом, с помощью изографа можно построить работу в любом направлении и использовать на любых этапах коррекционно-развивающего занятия.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий