Татьяна ИСТРАТЬКОВА,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 1 г. Сморгони,
Гродненская область
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с основными историческими событиями эпохи и их влиянием на литературу; создать условия для развития аналитических умений, воспитания гуманизма, формирования эстетического вкуса.
Оборудование: эпиграфы, таблица «Ключевые слова», распечатанные стихотворения или презентация.
Ход урока
І Организационно-мотивационный этап
Обращение к эпиграфу урока:
Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле.
Нет ни одного человека, который бы этого не знал.
Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?
М.А.Булгаков
– Выделите (подчеркните) ключевое, на ваш взгляд, слово или словосочетание в высказывании М.Булгакова. Почему вы его выбрали?
– Как вы понимаете слова М.Булгакова? (Нравственно-эстетические ценности оказались вытесненными из общественной жизни, заменяясь иными ориентирами? Говоря словами М.Булгакова, человек находится во власти меча, не желая взглянуть на красоту звездного неба?)
– Почему они взяты в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? (Это характерно для ХХ века.)
II Сообщение темы урока, формулировка цели
III Изучение нового материала
1) Работа с учебником. Основные исторические события эпохи и их влияние на литературу
– Прочитайте статью учебника (с.189–190) и ответьте на вопросы: Каковы основные исторические события эпохи? Как они влияли на литературу?
2) Слово учителя
Обладая многотысячелетним духовным опытом, богатейшими нравственно-эстетическими ценностями, гениальными духовными прозрениями, способными внести гармонию в общественную жизнь, человечество не стало мудрее, совершеннее, не смогло усилить творческую энергию. Наоборот, цивилизация XX века оказалась вовлеченной в самые массовые преступления.
– Какое же место в этом хаосе цивилизации занимает литература? Согласны ли вы с К. Бюрньо – автором стихотворения:
Подумай об этом безумии,
Таком очевидном,
Таком бeзобидном,
безумии человека,
который в уединении
пишет стихотворение.
Подумай, в какое он ставит себя положение!
Он мог бы в карты сыграть,
или выпить,
или пойти танцевать,
или в кино отправиться… Но
в каком-то самозабвении
он пишет стихотворение…
К.Бюрньо
– Какова основная мысль стихотворения? (В стихотворении в скрытой форме содержится призыв к красоте, отрицание психологии прагматизма, т.е. стремления к удовлетворению только низших потребностей, отрицания духовного.)
3) Анализ стихотворения
Ближе к небу холодней,
Но чище.
На земле теплее,
Но грязней.
Здесь стреляют в белых лебедей.
И разлука путь во тьме отыщет
Памятью воскреснувших дождей.
Рикке
1 Вдумчиво вчитайтесь в стихотворение.
2 Выделите ключевые слова и заполните таблицу:
Ключевые слова, цитаты | Комментарии, ассоциации, какие чувства возникают, почему привлекли внимание |
Ближе к небу | свобода, простор, нечто недосягаемое, чистота, красота |
чище | сравнительная степень, значит где-то грязно |
грязней | грязь физическая и духовная |
стреляют | убийство, война, грязь духовная |
в белых лебедей | символ любви, нравственной чистоты, гармонии |
разлука | боль |
путь во тьме | сложно искать дорогу в темноте, где свет? |
3 Сопоставьте слова в парах. Как называются такие слова? Какая мысль выражается в них?
небо – земля
холодней – теплее
чище – грязней
белый лебедь – тьма
(Это контекстуальные антонимы, прием контраста, автор противопоставляет добро и зло, нравственность и низменность, подчеркивая тем самым опасность обездушивания человека.)
4 Почему слова «но чище», «но грязней» автор пишет с новой строки? (Чтобы «сломать» интонацию и заострить наше внимание.)
5 Как вы понимаете строку: «Здесь стреляют в белых лебедей»? (Это уничтожение нравственных ценностей, красоты, самой жизни.)
6 Сделайте вывод. Какова идея стихотворения Рикке? (Надо очистить землю, т.е. себя самого, воскресить нравственность, победить тьму).
IV Обобщение
– Какова она – первая половина ХХ века?
V Домашнее задание
Сообщение «Основные исторические события эпохи и их влияние на литературу».
Индивидуальное задание: сообщение о В.Маяковском.
VI Рефлексия