Литература первой половины XX века. 8 класс

- 14:34Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

 

Татьяна ИСТРАТЬКОВА,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 1 г. Сморгони,
Гродненская область

  

 

 

 

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с основными историческими событиями эпохи и их влиянием на литературу; создать условия для развития аналитических умений, воспитания гуманизма, формирования эстетического вкуса.

Оборудование: эпиграфы, таблица «Ключевые слова», распечатанные стихотворения или презентация.

 

Ход урока

 

І Организационно-мотивационный этап

Обращение к эпиграфу урока:

Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле.
Нет ни одного человека, который бы этого не знал.
Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?
                                                                                                          М.А.Булгаков

– Выделите (подчеркните) ключевое, на ваш взгляд, слово или словосочетание в высказывании М.Булгакова. Почему вы его выбрали?

– Как вы понимаете слова М.Булгакова? (Нравственно-эстетические ценности оказались вытесненными из общественной жизни, заменяясь иными ориентирами? Говоря словами М.Булгакова, человек находится во власти меча, не желая взглянуть на красоту звездного неба?)

– Почему они взяты в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? (Это характерно для ХХ века.)

 

II Сообщение темы урока, формулировка цели

 

III Изучение нового материала

     1) Работа с учебником. Основные исторические события эпохи и их влияние на литературу

– Прочитайте статью учебника (с.189–190) и ответьте на вопросы: Каковы основные исторические события эпохи? Как они влияли на литературу?

     2) Слово учителя

Обладая многотысячелетним духовным опытом, богатейшими нравственно-эстетическими ценностями, гениальными духовными прозрениями, способными внести гармонию в общественную жизнь, человечество не стало мудрее, совершеннее, не смогло усилить творческую энергию. Наоборот, цивилизация XX века оказалась вовлеченной в самые массовые преступления.

– Какое же место в этом хаосе цивилизации занимает литература? Согласны ли вы с К. Бюрньо – автором стихотворения:

Подумай об этом безумии,
Таком очевидном,
Таком бeзобидном,
безумии человека,
который в уединении
пишет стихотворение.
Подумай, в какое он ставит себя положение!
Он мог бы в карты сыграть,
или выпить,
или пойти танцевать,
или в кино отправиться… Но
в каком-то самозабвении
он пишет стихотворение…
                                               К.Бюрньо

– Какова основная мысль стихотворения? (В стихотворении в скрытой форме содержится призыв к красоте, отрицание психологии прагматизма, т.е. стремления к удовлетворению только низших потребностей, отрицания духовного.)

     3) Анализ стихотворения

Ближе к небу холодней,
Но чище.
На земле теплее,
Но грязней.
Здесь стреляют в белых лебедей.
И разлука путь во тьме отыщет
Памятью воскреснувших дождей.
                                                       Рикке

   1 Вдумчиво вчитайтесь в стихотворение.

   2 Выделите ключевые слова и заполните таблицу: 

Ключевые слова, цитаты Комментарии, ассоциации, какие чувства возникают, почему привлекли внимание
Ближе к небу свобода, простор, нечто недосягаемое, чистота, красота
чище сравнительная степень, значит где-то грязно
грязней грязь физическая и духовная
стреляют убийство, война, грязь духовная
в белых лебедей символ любви, нравственной чистоты, гармонии
разлука боль
путь во тьме сложно искать дорогу в темноте, где свет?

   3 Сопоставьте слова в парах. Как называются такие слова? Какая мысль выражается в них?

небо – земля
холодней – теплее
чище – грязней
белый лебедь – тьма

(Это контекстуальные антонимы, прием контраста, автор противопоставляет добро и зло, нравственность и низменность, подчеркивая тем самым опасность обездушивания человека.)

   4 Почему слова «но чище», «но грязней» автор пишет с новой строки? (Чтобы «сломать» интонацию и заострить наше внимание.)

   5 Как вы понимаете строку: «Здесь стреляют в белых лебедей»? (Это уничтожение нравственных ценностей, красоты, самой жизни.)

   6 Сделайте вывод. Какова идея стихотворения Рикке? (Надо очистить землю, т.е. себя самого, воскресить нравственность, победить тьму).

 

IV Обобщение

– Какова она – первая половина ХХ века?

 

V Домашнее задание

Сообщение «Основные исторические события эпохи и их влияние на литературу».

Индивидуальное задание: сообщение о В.Маяковском.

 

VI Рефлексия

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий