Ольга КОСТЮКЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
яслей-сада № 16 г. Слонима,
Гродненская область
Дошкольный возраст является важной возрастной ступенью для формирования духовно-нравственных приоритетов, которые будут определять развитие и становление личности в зрелые годы. Духовность и нравственность являются сущностными характеристиками личности. Они находятся в тесной взаимосвязи: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющихся категориями духовности.
По желанию родителей воспитанников старших групп, в нашем учреждении второй год я провожу «Уроки доброты», содержание которых направлено на формирование у детей представления о духовном и социальном опыте нашего народа, традиционном семейном укладе, праздниках и буднях белорусов.
Ориентируясь на содержание учебной программы дошкольного образования, которое обеспечивает развитие личности воспитанника через направление «Социально-нравственное и личностное развитие», работа с воспитанниками строится по темам: «Наше Отечество – Беларусь», «Твоя семья – твоя крепость», «Мама – слово дорогое…», «Люби и слушай родителей», «Вежливость», «Трудолюбие», «Милосердие – что это такое?», «Умей прощать и просить прощения», «Забота людей о растениях и животных», «Доброта к людям», «Дружба», «Хорошие и плохие поступки».
Для решения задач духовно-нравственного воспитания детей использую следующую структуру занятия:
— организационный момент: проблемная ситуация, игра-рассуждение о её решении;
— чтение художественных произведений по теме занятия (стихи, пословицы и поговорки, рассказы, притчи, короткие сказки в соответствии с возрастом воспитанников) или просмотр видеороликов, мультфильмов, передач для детей по теме занятия;
— игры малой подвижности (психогимнастика «Выручалки», игры с элементами нравственных норм «Здравствуй, друг», развивающие игры «Четвертый лишний», игры на развитие эмпатии «Голодный воробей», «Сорванный цветок», физкультминутки «Дружно», «Вместе весело шагать»);
— игра-инсценировка по литературному произведению или продуктивная деятельность (рисование, раскрашивание, изготовление поделок, лепка);
— формулировка выводов по содержанию занятия (о решении проблемной ситуации);
— прослушивание музыкальных произведений (песни композитора В.Шаинского «Антошка», «Улыбка», «Доброта», «Когда мои друзья со мной»);
— итог занятия, рефлексия.
Через разнообразные формы работы у детей формируется отношение к себе, семье, окружающим людям, стране, к духовно-нравственным ценностям белорусского народа, обогащается система ценностей.
Также я провожу мероприятия, приуроченные к православным праздникам – «День матери. Под покровом Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Пасха», на которых дети знакомятся с историей праздника, традициями белорусского народа, читают стихи, исполняют праздничные песнопения, играют в игры.
Результатом работы по духовно-нравственному воспитанию, основанному на православных традициях белорусского народа, является создание условий для наполнения внутреннего мира ребенка особым ценностным содержанием. При этом традиционные ценности обогащаются, дополняются и углубляются через воспитание у детей духовной чуткости, любви, доброты, стремления совершенствоваться и проявлять национальные черты характера белорусского народа, такие как любовь к ближнему, уважение предков, миролюбие, трудолюбие, законопослушание.