«Секреты» мнемотехники

- 20:17Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

 

Светлана НИСКОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО “Ясли-сад № 114 г. Могилёва

 

 

 

 

Ученые-педагоги, занимающиеся проблемой развития связной речи на разных возрастных этапах, обращают внимание на тот факт, что развитие связной речи должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент развития личности, умеющей четко и правильно формулировать и излагать свои мысли.

Опыт моих наблюдений показал, что в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому коррекционная работа в развитии речи детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи – очень важный процесс. Одним из эффективных методов, который яиспользую при обучении связной речи детей, является мнемотехника.

Мнемотехника– система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций; организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Данный метод я использую в различных видах речевой деятельности: в пересказе и составлении рассказов по картине, а так же описательных рассказов, заучивании стихов, автоматизации звуков.

Мнемотехника многофункциональна. На основе её я создала разнообразные дидактические игры.

 

Дидактическая игра – лото «Кто что ест?»

Цель: формировать умение употреблять форму винительного падежа имен существительных; закреплять словарь по теме.

 

Дидактическая игра «Какую пользу приносят животные?»

Цель: формировать умения соотносить домашних животных и предметы схемой, составлять предложения; активизировать словарный запас по теме «Домашние животные».

 

Дидактическая игра «Кто где находится?»

Цель: формировать умения составлять простые предложения, употребляя предлоги «на», «под», «в».

 

Таблицы на автоматизацию звуков:

 

У Паши рубашка, на рубашке кармашки.

На кармашках ромашки, на ромашках букашки.

 

У сороки и вороны в сковородке макароны.

У воробушка Сережки есть горошек на дорожке.

 

На реке поймали рака, из-за рака вышка драка.
Это Рома-забияка снова бросил в реку рака.

 

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Наблюдается стойкое улучшение всех сторон речи воспитанников. Дети активно принимают участие во всех мероприятиях внутри детского сада.

Наглядность, возможность практических действий с таблицей повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям. Это указывает на то, что использование мнемотехники в речевой работе с детьми может стать увлекательным средством познания, а в дальнейшем – творческим, увлекательным процессом обучения.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий