Марина РОМАНЧУК,
воспитатель
ГУО «Центр коррекционно-развивающего
образования и реабилитации Свислочского района»,
Гродненская область
С какими проблемами сталкивается воспитатель центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации? Зачастую наиболее волнующим является вопрос планирования воспитательной деятельности. Это своего рода камень преткновения многих молодых неопытных воспитателей. Такая проблема возникает ввиду отсутствия государственных стандартов в этой сфере деятельности.
В нашем центре решением такой проблемы стало комплексно-тематическое планирование. Оно построено на тематическом принципе и позволяет планомерно решать поставленные задачи. Это планы работы по неделям каждой четверти с разделением видов деятельности. Такое планирование позволяет обеспечить системность в работе, способствует тому, что дети рассматривают отражение одной и той же темы в разных сферах жизни. Тематическое планирование имеет ряд преимуществ перед другими вариантами планирования. Мы в своей работе стремимся не только к тому, чтобы дети с ОПФР получили знания, овладели определёнными умениями и навыками, но и построить работу так, чтобы у ребёнка развивались психические процессы, речь, т.е. чтобы созданная предметная среда была развивающей. Детям легче запомнить и удержать в памяти ту информацию, которая взаимосвязана и систематизирована по принципу смысловой близости.
Согласно пятидневной неделе мы соответственно определили пять основных видов деятельности для обучающихся, которые осуществляются на воспитательском часу, предусмотренном распорядком дня нашего центра.
В понедельник происходит знакомство с темой в ходе познавательно-практической деятельности, которая включает в себя наблюдения за живой и неживой природой, проведение элементарных опытов и экспериментов, обследование предметов и пространства и т.д.
По вторникам предусмотрено дальнейшее знакомство с темой недели через театральную деятельность посредством чувственной сферы. Мы с ребятами готовим мини-постановки, этюды, проводим сюжетно-ролевые игры, разучиваем стихи, танцы, ведём работу по развитию выразительности речи и движений.
Среда – это самый любимый день большинства наших обучающихся, он представляет возможность заняться изобразительной деятельностью. Наши ребята обожают рисовать. Здесь ребёнок с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями развития может не только окунуться в волшебный процесс творчества, но и сразу увидеть результат своего труда. В основном мы используем нетрадиционные приёмы изобразительной деятельности. Для наших ребят наиболее полюбившимися стали техники кляксографии и монотипии. При этом самой доступной и успешной для них можно назвать пальцевую живопись. В конце каждого занятия устраивается выставка, идет обмен мыслями по поводу каждого рисунка и работы в целом. Такие обсуждения стимулируют общение детей.
По четвергам занимаемся спортивно-игровой деятельностью: укрепляем здоровье, осуществляем закаливающие процедуры, проводим подвижные игры, устраиваем спортивные праздники.
Пятница – весьма ответственный день, поскольку это день элементарной трудовой деятельности, которая включает в себя четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе и ручной труд.
Так, к примеру, согласно теме недели «Овощи» в планировании воспитательского часа отмечаются следующие мероприятия:
-
- понедельник – лаборатория по исследованию овощей. Проводим опыты с овощами (исследовать овощи на ощупь, по цвету и форме, в разрезе, в воде).
- вторник – мини-постановка сказки «Репка»,
- среда – пальцевая живопись «Синьор Помидор».
- четверг – конкурсы с овощами.
- пятница – мастерская «Юные поварята» (приготовление овощного салата из огурца, помидора, сладкогоперца).
Следить за распорядком видов деятельности обучающимся помогает иллюстрированное расписание на стене. Ребята с большим удовольствием передвигают стрелку, указывающую на день недели и соответствующий вид деятельности. Такого рода планирование в нашем центре успешно прижилось. Всё достаточно чётко, понятно и просто. А, как, известно, всё гениальное – просто!