Использование полифункциональных игровых пособий для формирования лексико-грамматических категорий у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи

- 18:44Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

 

Лариса КАТАРКЕВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Порозовский ясли-сад»
Свислочского района,
Гродненская область

porozovodetsad@mail.ru

 

 

Проблема формирования лексико-грамматических категорий у детей с речевыми нарушениями, несмотря на кажущуюся разработанность, не перестает оставаться чрезвычайно актуальной. Очевидна необходимость обновления направлений исодержания коррекционной работы, совершенствования методических материалов, направленных на коррекцию иразвитие лексико-грамматических категорий детей с речевыми нарушениями с учетом современных тенденций развития.

При осуществлении коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи дошкольников достижению максимального эффекта способствует создание специальным образом организованной адаптивной предметно-пространственной среды. С целью успешного формирования различных сторон речи (звукопроизношения, слоговой структуры слов, звуко-слогового анализа, лексико-грамматических категорий, связного высказывания), предпосылок учебных действий (мотивации, инициативы, самостоятельности, умения договариваться, способности к волевым усилиям) я изготовила и использую авторские полифункциональные игровые пособия, которые сделаны из различных материалов, преимущественно вручную. Большая часть пособий изготовлена из фетра. Это обусловлено его экологичностью, безопасностью для здоровья, широкой представленностью цветовой гаммы, формата и толщины.

 

Полифункциональное игровое пособие
«ДОМИК ДЛЯ КУКОЛ»

Пособие состоит из четырех секторов: фасад дома, кухня, спальная комната, ванная. В каждом секторе расположены плоскостные изображения различных предметов: мебель, окно, предметы гигиены, бытовые приборы, одежда, продукты питания, посуда, предметы для уборки и стирки.

В пособии заложен огромный потенциал. Это не только замечательная игрушка, но и возможность с ее помощью, в игровой форме, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения и сенсорное восприятие, познавательные процессы, речь и творческие способности. Я использую данное пособие для отработки следующих лексических тем: «Мебель», «Одежда». «Продукты питания», «Посуда», «Бытовые приборы» и другие.

В игре могут принимать участие как один, так и несколько детей (в зависимости от учебной задачи). Пособие используется для организации совместной деятельности педагога с воспитанниками на коррекционных занятиях, при организации специально организованной деятельности.

 

Варианты игр с использованием полифункционального
пособия «Домик для кукол»

 

Дидактическая  игра «Что изменилось?»

     Цель: развитие познавательных процессов.

     Ход игры: дети запоминают, что находится на том или ином игровом поле или на нескольких, закрывают глаза, педагог меняет предметы местами, дети называют, что изменилось.

 

Дидактическаяигра «Составь рассказ по картинке»

     Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.

     Ход игры: детям предлагается посмотреть внимательно на одно игровое поле, что на нем расположено, и описать конкретный предмет или помещение.

 

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

     Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.

     Ход игры: детям предлагается внимательно посмотреть на игровое поле, педагог задает вопросы, а дети отвечают.

Например:

– Чего не бывает? (в холодильнике не пекут пироги и т. д.)
– Что находится в ванной комнате?
– Во что оденем девочку?

 

Дидактическая игра «Какого цвета?»

     Цель: закрепление названия цветов, развитие познавательных процессов, согласование прилагательного и существительного (составление словосочетаний).

     Ход игры: детям предлагается ответить, какого цвета тот или иной предмет.

– Какого цвета кресло, одеяло, шкаф на кухне и т. д.

 

Дидактическая игра «Что находится в…?»

     Цель: развитие мелкой моторики и речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.

     Ход игры: предложить детям рассмотреть и ответить на вопрос, например: «Где стоит кастрюля?» или «Что находится в шкафу?».

 

Дидактическая игра «Из чего…»

     Цель: создание условий для развития зрительного внимания, совершенствования грамматического строя речи, образования относительных прилагательных.

     Ход игры: педагог предлагает рассмотреть предметы, выполненные из различных материалов: шерстяной костюм, меховая шуба, драповое пальто, бархатная юбка, ситцевый сарафан, фарфоровая кружка, металлическая кастрюля. Предлагает вспомнить, из чего сделан предмет. После этого дети образуют относительные прилагательные: Я хочу взять платье из шелка – шелковое платье, поставлю фарфоровую кружку и т.д.

 

Полифункциональное игровое пособие «САД И ОГОРОД»

В комплект игрового пособия входят: игровое поле, которое представляет собой две картонные коробки в виде огорода и сада, выполненных из фетра, набор овощей и фруктов, ящики для фруктов и овощей, банки для закаток, также выполненные из фетра, игрушка ёжик. Само пособие и вся фурнитура полностью безопасна для детей любого возраста. Все предметы в пособии съёмные, овощи, фрукты, ягоды – на липучках, ящики открываются с помощью петель из ниток. Ёжик представляет собой игрушку, которую можно надевать на руку, лицевая сторона – мама с собранным урожаем яблок, груш, с изнанки – маленькие ежата, на которые с помощью прищепок крепятся фрукты.

Применяя пособие на занятиях, замечаю, что дети становятся более активными, эмоциональными, коммуникативными. Воспитанники используют пособие в свободной игровой деятельности по своему усмотрению, в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях, как им этого хочется, и как требует их внутреннее «я», проявляя инициативу, с удовольствием создавая игровые ситуации, перемещаясь с игрушкой по всей группе.

 

Варианты игр с использованием полифункционального
пособия «Сад и огород»

 

Дидактическая игра «Овощифрукты»

     Цель: создание условий для группировки овощей и фруктов, развития мышления, зрительного внимания, связной речи, согласование существительных с прилагательными.

     Ход игры: детям предлагается собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»); дети должны отвечать на вопросы: «какое? какая? какой?».

 

Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

     Цель: формирование умения у детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

     Ход игры: учитель называет предметы, а дети должны ответить, что сажают в огороде, а что нет;какие растения растут над землёй, а какие в земле.

 

Дидактическая игра «Осенняя ярмарка»

     Цель: развитие речи, ролевое взаимодействие; воспитание культуры общения, согласование глаголов с существительными.

     Ход игры: организатор ярмарки должен рассказывать о том, какие овощи и фрукты и как заготовлены на зиму; продавец должен предлагать свой товар и отпускать его, покупатель – называть товар, который хочет купить, и способ его заготовки.

 

Дидактическая игра «Один – много»

     Цель: создание условий для развития связной речи (словоизменение), памяти, внимания и умения составлять простые предложения.

     Ход игры: педагог предлагает детям назвать предмет и произнести, как будет, если этих предметов будет много.

 

Дидактическая игра «Собери урожай»

     Цель: формирование знаний о способах хранения овощей и фруктов; развитие умения подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам.

     Ход игры: педагог показывает изображение овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.

 

Дидактическая игра «Вершки – корешки»

     Цель: развитие быстроты реакции на вопрос педагога, внимания, памяти; формирование интереса к играм, в которых дети могут показать свои знания, согласование существительных с прилагательными.

     Ход игры: педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками; объясняет, что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно – вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то, и другое.

 

Полифункциональное игровое пособие «ТРАНСПОРТ»

Пособие изготовлено в виде двух планшетов, соединённых между собой лентой, с каждым из которых можно играть отдельно. В комплект игрового пособия входят наборы плоскостных изображений водного, воздушного, наземного транспорта, спецтранспорта, инструменты для ремонта машин, АЗС. Мотивационным компонентом являются машинки – шнуровки, которые дети получают при правильном выполнении задания.

Пособие направлено на развитие пространственных ориентировок, мелкой моторики, цветовосприятия, познавательных процессов, закрепление знаний состава чисел, развитие устной речи, обогащение словарного запаса.

 

Варианты игр с использованием полифункционального
пособия «Транспорт»

 

Дидактическая игра «Что за чудо-грузовик?»

     Цель: уточнение представления детей о разнообразии специальных транспортных средств; упражнение в практическом усвоении простейших приёмов словообразования, развитие связной речи.

     Ход игры: дети должны ответить на вопрос: «В гараже находится спецтранспорт. Для чего он нужен? Расскажите о его назначении».

Самосвал – нужен, чтобы перевозить камни, песок (бетономешалка; грузовик для перевозки строительных блоков и панелей) и т. д.

 

Дидактическая игра «Едет, плавает, летает»

     Цель: формирование умений детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизация слов, обозначающих транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнение в практическом усвоении форм творительного падежа.

     Ход игры: детям предлагается посмотреть на картинки, назвать разные виды транспорта (наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный), разложите все картинки на «зоны», где передвигается транспорт: голубая – воздух; тёмно-синяя – вода; коричневая – земля. Вопрос для детей: «Чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет?”

 

Дидактическая игра «Что общего?»

     Цель: выделение общего и различного в предметах транспорта, образование существительных в именительном падеже.

     Ход игры: дети должны назвать, что обязательно есть у любой машины? (колёса, мотор, бензобак, руль…)

Как называется руль у самолёта? (Штурвал.) Колёса? (Шасси.)
Какой руль у корабля? У трамвая?

Педагог раздаёт каждому по 2 картинки из набора транспортных средств и просит найти как можно больше сходства между ними, а затем –различия.

 

Дидактическая игра «Автопарк и депо»

     Цель: создание условий для развития связной речи, лексико-грамматических категорий. 

     Ход игры: все картинки закрываются экраном или ширмой; одна или несколько картинок прячутся или переворачиваются тыльной стороной, а когда экран поднимается, дети должны вспомнить, какие картинки спрятаны и назвать их. (Вспомнить, какая машина уехала, а какая приехала?) Число машин в автопарке постепенно увеличивается.

 

Дидактическая игра «Станция технического обслуживания»

     Цель: уточнение представления о целостном образе предмета и стимулирование развития грамотной речи.

     Ход игры: на станцию техобслуживания привезли поломанные автомобили, необходимо назвать отсутствующие части, детали и сложить машину.

 

Таким образом, благодаря использованию в коррекционной работе полифункциональных игровых пособий из фетра, актуализируются знания детей, создаются условия для возникновения познавательных мотивов, развития интересов. Процесс обучения становится эмоциональным и более действенным, а самое главное, пособия оказывают положительное влияние на речь ребенка.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий