Татьяна ПИКУЗА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад» № 37 г. Мозыря»,
Гомельская область
Одним из наиболее интересных и актуальных средств развития детей является техническое конструирование. Обучение техническому конструированию способствует как формированию общих конструктивных умений, влияющих на развитие конструктивного стиля мышления, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).
Я использую в своей работе конструктор «Тико». «Тико» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Почему «Тико»? Именно этот конструктор соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и общепринятым принципам отбора игровой продукции: безопасность, развитие, учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможность совместной игровой деятельности.
Научно доказано, что использование современного Тико-конструктора «Фантазер» позволяет знакомить с геометрическими фигурами, с основными цветами, развивает творческие способности и мелкую моторику пальцев рук, формирует навыки пространственного, абстрактного и логического мышления, формирует умение следовать образцу. Также позволяет осуществлять как плоскостное конструирование, так и объемное.
На начальных этапах нашей работы с конструктором уделяется большое внимание плоскостному конструированию моделей по образцу с использованием методического пособия, которое идет в наборе. Работа по контурным схемам Тико-конструктора «Фантазер» формирует у детей умение анализировать и синтезировать, в результате чего получается заданная модель.
Следующий этап в нашей совместной работе с воспитанниками – это создание объемных моделей. Но этому должна предшествовать работа над анализом и сопоставлением объектов на плоскости, исследование и моделирование предметов окружающего мира.
Самые сложные занятия на протяжении всей работы с детьми – это самостоятельно придумать, сконструировать, а потом трансформировать объемную модель.
В работе большое внимание уделяется анализу модели и постройки. При анализе у детей формируется умение рассуждать, развивается связная речь. Воспитанники с удовольствием фантазируют на тему своих работ.
Уже сформировавшиеся умения дети переносят в самостоятельную игровую деятельность, где свободно исследуют объект и создают плоскостные и объемные модели и постройки.
Хочу отметить, что успешно сформированные конструктивные умения детей обеспечивают им социальную успешность, развитие общих и специальных способностей к разным видам деятельности, творчеству, готовность к успешному переходу на следующий уровень образования.