Юлия КОВАЛЁВА,
учитель начальных классов
ГУО «Смолицкий учебно-педагогический комплекс
детский сад-средняя школа»
Быховского района,
Могилевская область
Главная особенность уроков литературного чтения состоит не только в усвоении школьниками сюжета, но и в приобщение их к чтению и пониманию идейно-художественного смысла произведения, его эстетической ценности, образного содержания.
В системе предметов начального цикла чтению отводится особая роль, поскольку это не только предмет обучения, но и средство воспитания, развития и образования ребенка. От того, как научится читать младший школьник, зависит его успеваемость по другим предметам, как в начальном, так и среднем звене школы. Чтение, являясь одним из основных видов речевой и познавательной деятельности, способно активно влиять на языковое, умственное и эстетическое развитие детей, на приобщение их к книге, к художественной литературе.
Важной особенностью предмета является формирование и развитие навыка чтения, а также таких качественных характеристик чтения, как сознательность и выразительность. Поэтому главной задачей уроков литературного чтения становятся не сообщение и накопление литературоведческих сведений, не знакомство с творческими биографиями писателей, а развитие тех познавательных процессов, которые лежат в основе читательского восприятия, а именно: логического и образного мышления, творческой фантазии, произвольного и осмысленного запоминания.
В соответствии с целями, я провожу уроки литературного чтения в форме исследования, экскурсии, путешествия, обобщения, устного журнала, театрального урока, литературных посиделок.
Для каждого занятия четко ставлю три цели. Произведение должно быть изучено так, чтобы дети усвоили как можно полнее заключённое в нем содержание. Но содержание произведения важно не само по себе, а по силе того воздействия – идейно-нравственного, эстетического, речевого и т.п., которое оно должно оказывать на каждого школьника.
При чтении и разборе произведения я опираюсь на интеллектуальные и эмоциональные силы маленького читателя, чтобы, читая, он думал, размышлял над прочитанным, испытывал чувства радости, печали, сострадания, сопоставлял образы одного произведения с образами ранее прочитанных, а также со своим жизненным опытом, тем, что наблюдал в окружающей действительности.
Достижение положительных результатов возможно при соблюдении многих условий, которые я стараюсь соблюдать:
— своевременное пробуждение и поддержание познавательного интереса детей;
— мобилизация их жизненных наблюдений;
— компактное, содержательное и яркое по форме слово учителя;
— умело преподнесенные словарные пояснения и отработка навыка чтения;
— продуманное первичное чтение;
— привлечение творческих приёмов чтения;
— продуманное чередование различных видов чтения.
Чрезвычайно важно последовательно реализовать принцип продуктивного многочтения. Стараюсь использовать этот принцип на уроках. Учащиеся, перечитывая знакомый текст, всегда находят в нем что-то новое, ранее не замеченное, интересное, рождающее новые мысли и чувства, возбуждающее неожиданные ассоциации, желание поделится своими рассуждениями с товарищами и сделать новые наблюдения в произведении, еще и еще раз перечитать отдельные эпизоды, описания.
Удачно подобранный дидактический материал дает возможность максимально вовлечь всех учащихся в работу на уроке. На наших уроках он всегда присутствует. Более глубокому и творческому овладению знаниями, умениями и навыками, как я заметила, способствует групповая работа, которая всегда есть на уроках.
Каждый урок литературного чтения я начинаю с сообщения темы и задач, что заставляет детей настроиться на восприятие и усвоение материала.
Также на уроке использую дыхательную гимнастику. Это подготавливает речевой аппарат детей к работе над скороговорками, при эмоциональном чтении произведений, а также способствует общему укреплению здоровья.
На уроках использую речевую разминку для отработки артикуляции каждого звука и развития умения четко, быстро и правильно говорить. В речевую разминку входят артикуляционная гимнастика для губ и языка, песенка гласных, работа со скороговоркой.
А еще на уроках использую игры с художественными средствами выразительности. На таких уроках дети проявляют и развивают свои творческие способности. Игры подбираю в зависимости от темы и цели урока, занимают они не более 15 минут.
Структура такого урока:
— сообщение темы и задач урока;
— дыхательная гимнастика;
— речевая разминка;
— игры с художественными средствами выразительности;
— проверка домашнего задания;
— работа над произведением;
— предварительная работа (предчтение);
— построение собственной версии;
— проверка версии (чтение произведения);
— работа над идейно-художественным смыслом произведения;
— подведение итогов;
— домашнее задание.