Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку («Лексика»)

- 22:59II И III СТУПЕНИ, Методичка, Русский язык и литература. Внеклассная работа

 

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Одним из эффективных приёмов подготовки к олимпиаде считаю составление заданий самими участниками олимпиады. Предлагаю воспользоваться тем, что у них получилось.

 

       1 Узнайте омонимы по толкованиям. Соотнесите содержание левой и правой колонки. Запишите омоним.

 

Толкования

Соответствия

Омоним

А) Побудительная причина, повод к какому-нибудь действию

1 Команда корабля, самолета, танка

А.

 

 

Б) Растение, корень и листья которого употребляются как приправа к блюдам

2 Минерал, прозрачный драгоценный камень преимущественно темно-красного цвета

Б.

 

 

В) Легкая повозка, коляска

3  Часовой, место наблюдения; ответственная должность.

В.

 

 

Г) Южное дерево, а также круглый зернистый темно-красный плод с многочисленными кисло-сладкими семенами

4 Мелодия, напев; простейшая составная часть сюжета в произведениях искусства

Г.

 

 

Д) Тайный способ, скрытая причина.

5 Состав работников той или иной отрасли деятельности

Д.

 

 

Е) Воздержание от скоромной пищи и другие ограничения, а также период такого воздержания

6 Заглавие книги; страница, на которой напечатано название, имя автора, год и место издания

Е.

 

 

Ж) Почетное звание, наследственное или пожалованное; звание, даваемое в знак признания заслуг

7 Мужчина, танцующий в паре с дамой

Ж.

 

 

З) Изолятор в лечебном учреждении

8 Цитата, выписка

З.

 

 

И) Терпение, стойкость, самообладание

9 Кукла, главное комическое  действующее лицо в русском народном кукольном представлении

И.

 

 

К)  Человек, награжденный орденом

10 Мужская прическа с коротко подстриженными висками и затылком

К.

 

 

Л)  Сильная любовь

11 Вещество, вырабатываемое железистыми клетками

Л.

 

 

М) Белое кристаллическое вещество с острым вкусом

12 Травянистое растение или полукустарник, применяемое как лечебное средство 

М.

 

 

Н) Территориальная единица США и Мексики

13 Страх и ужас

Н.

 

 

О) Шалость

14 Нота, обозначающая пятый звук музыкальной гаммы

О.

 

 

П) Охотник (преимущественно на морского зверя)

15 Длинная узкая часть струнных инструментов, над которой натянуты струны

П.

 

 

Р) Тонкое металлическое покрытие на иконе или старинном книжном переплёте

16 Хроническая инфекционная болезнь, поражающая кожу, глаза, нервную систему

Р.

 

 

С) Единица освещённости

17 Давить, стискивать

С.

 

 

Т) Срезать под корень

18 Размер заработной платы.

Т.

 

 

У) Крупная хищная птица

19 Обозначение роскошно оборудованных магазинов, купе и т.п.

У.

 

 

 

2 Соотнесите название масти животного и его значение

 

1 Пегий

А) серый с вкраплениями (о масти лошадей).

2 Муругий

Б) рыжий, со светлой гривой и хвостом (о масти лошадей).

3 Гнедой

В) рыже-бурый; буро-чёрный (о масти собак).

4 Караковый

Г) гнедой с желтоватыми подпалинами (о масти лошадей).

5 Игреневый

Д) светло-жёлтый, слегка сероватый (о масти лошадей).

6 Буланый

Е) красновато-рыжий, с чёрными хвостом и гривой (о масти лошадей).

7 Чалый

Ж) пятнистый, пёстрый, с большими пятнами (о масти животных,
об оперении птиц).

8 Каурый

З) светло-каштановый, желто-рыжий (о масти лошадей).

9 Мухортый

И) тёмно-гнедой с подпалинами (о масти лошадей)

 

3 Соотнесите название цвета и его значение

 

1 Маренго

А) серо-чёрный

2 Тагашиный

Б) бледно-жёлтый с розовым оттенком, тускло-жёлтый

3 Чермный

В) синий (устар.)

4 Пюсовый (устар.)

Г) ярко-красный

5 Палевый

Д) матово-белый с налётом желтизны

6 Алебастровый

Е) багровый, тёмно-красный (устар.)

7 Аспидный

Ж) чёрный с серым отливом

8 Гиацинтовый

З) красный или золотисто-оранжевый

9 Карминный

И) тёмно-коричневый

 

4 Соотнесите название фобии и её значение

Фобия – симптом, сутью которого является неконтролируемый страх или устойчивое переживание.

 

А) Акрофобия

1 Боязнь крови

Б) Глоссофобия

2 Боязнь грязи

В) Социофобия

3 Боязнь пауков

Г) Гематофобия

4 Боязнь огня

Д) Энтомофобия

5 Боязнь полетов

Е) Пирофобия

6 Боязнь замкнутого пространства

Ж) Авиафобия

7 Боязнь насекомых

З) Клаустрофобия

8 Боязнь выступления на публике

И) Арахнофобия

9 Боязнь высоты

К) Рипофобия

10 Боязнь общества

 

       5 Какое слово французского происхождения объединяет данные слова? Дайте им толкование.

Инженю, субретка, травести, резонёр.

 

ОТВЕТЫ

 

  1. Узнайте омонимы по толкованиям. Соотнесите содержание левой и правой колонки. Запишите омоним.

 

Соответствия

Омоним

А.

4

Мотив

Б.

9

Петрушка

В.

1

Экипаж

Г.

2

Гранат

Д.

11

Секрет

Е.

3

Пост

Ж.

6

Титул

З.

10

Бокс

И.

8

Выдержка

К.

7

Кавалер

Л.

14

Страсть

М.

15

Соль

Н.

5

Штат

О.

17

Проказа

П.

13

Зверобой

Р.

19

Оклад

С.

20

Люкс

Т.

18

Жать

У.

16

Гриф

 

  1. Соотнесите название масти животного и его значение.

1Ж 2В 3Е 4И 5Б 6Д 7А 8З 9Г

 

  1. Соотнесите название цвета и его значение.

1Ж 2В 3Е 4И 5Б 6Д 7А 8З 9Г

 

  1. Соотнесите название фобии и её значение.

А9 Б8 В10 Г1 Д7 Е4 Ж5 З6 И3 К2

 

  1. Какое слово французского происхождения объединяет данные слова? Дайте им толкование.

Все слова являются названием амплуа (тип ролей, обычно исполняемых каким-н. актёром).

Инженю (от фр. Ingénue – «наивная») – актёрское амплуа: наивная девушка. Реже «инженю» называют исполнителей ролей неопытных молодых людей.

Субретка (фр. soubrette, итал. servetta – служанка) – актёрское амплуа: традиционный комедийный персонаж, бойкая, остроумная, находчивая служанка, помогающая господам в их любовных интригах.

Травести́ (от итал. travestire – переодевать) – театральное амплуа, требующее исполнения соответственно переодетым лицом роли другого пола; преимущественно актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм.

Резонёр (от фр. raisonneur, фр. raisonner – «рассуждать») – персонаж пьесы, а также актёрское амплуа: персонаж, который не принимает активного участия в развитии действия и призван увещевать или обличать других героев, высказывая длинные нравоучительные суждения с авторских позиций.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий