Развитие вычислительных навыков у учащихся 5-го класса посредством мобильного приложения «Математические хитрости»

- 18:00II И III СТУПЕНИ, Математика. Материалы к урокам, Методичка

 

Татьяна БОНДАРЕНКО,
учитель математики
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

Стремительная информатизация общества диктует современному человеку определенные условия жизни: мобильность, активность, умение экономить время и жить в ногу со временем. Для системы образования актуальным становится лозунг: «Современный обучающийся – мобильный обучающийся!». Такой обучающийся должен иметь постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам согласно концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года.

Мой опыт работы в гимназии показывает, что оснащение образовательных учреждений техническими средствами обучения без обновления содержания, методов и форм обучения не дает ощутимых результатов при развитии вычислительных навыков учащихся. Ребята считают медленно и неточно. Это подтверждает республиканский мониторинг уровня обученности учащихся VII классов по учебному предмету «Математика», который проводился в 2017/2018 учебном году. Мониторинг показал, что при выполнении заданий республиканской контрольной работы всего лишь 39 % учащихся, писавших данную работу, продемонстрировали владение навыками устных и письменных вычислений.

В результате проведенной мной диагностики по сформированности вычислительных навыков у учащихся 5-го класса гимназии, наблюдения за их работой на уроках математики, анализа математических диктантов, самостоятельных и контрольных работ учащихся было выявлено, что сложение и вычитание натуральных чисел не вызывает у ребят затруднений. Это связано с тем, что навыки сложения и вычитания натуральных чисел в начальной школе сформированы на достаточно высоком уровне, так как их формирование начинается еще в первом классе. А вот навыки умножения и деления натуральных чисел у учащихся пятых классов развиты недостаточно хорошо. Это связано с тем, что только лишь в четвертом классе учащиеся приобретают навыки умножения и деления многозначных чисел. К тому же многие плохо знают таблицу умножения, что вызывает затруднения при устном счете. В итоге дети тратят на вычисления слишком много времени, поэтому у них нет возможности уделить больше внимания выполнению более трудных заданий.

Считаю, что владение навыками устного счета в сочетании со знанием способов сокращенных вычислений дает возможность выбрать в каждом отдельном случае наиболее рациональные пути вычислений, что приводит не только к экономии времени при устном счете, но и к облегчению выполнения письменных вычислений.

Начиная работу в 5-х классах, ставлю цель: развитие вычислительных навыков учащихся посредством способов быстрого счета с использованием мобильного приложения «Математические хитрости» в контексте с эффективными приемами обучения на уроках математики.

Ведущая идея моей работы заключается в том, что сочетание способов быстрого счета и мобильного приложения в контексте с эффективными приемами обучения поможет не только дать прочные знания, но также будет способствовать развитию вычислительных навыков, увлечет учащихся математикой.

Рис. 1

Таким образом, дети будут свободно оперировать вычислительными навыками, применять их при решении задач, использовать на других учебных предметах. Эти навыки будут нужны им в будущем независимо от того, какую профессию они выберут. По моему мнению, развитие прочных вычислительных навыков и повышение быстроты устного счета у учащихся 5-х классов возможно при комплексном использовании способов быстрого счета (СБС), мобильного приложения (МП) и эффективных приемов обучения (ЭПО) на уроках математики (Рис. 1).

 

Проблема формирования у учащихся вычислительных навыков всегда привлекала особое внимание учителей математики. В методике математики известны исследования М.А.Бантовой, М.И.Моро, Н.Б.Истоминой, С.Е.Царевой и др.

Согласно М.А.Бантовой, «…вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными способами; приобрести вычислительные навыки – для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро. Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью».

Широко известны способы быстрого счета, предложенные С.А.Рачинским, Я.Трахтенбергом, Я.И.Перельманом и Б.Хэндли.

Например, система быстрого счета Я.Трахтенберга позволяет резко ускорить процесс выполнения операций умножения, деления, сложения, возведения в степень и извлечения корня. Важнейшее преимущество данной системы состоит в том, что при вычислениях пропускается много промежуточных результатов, а часто сразу же пишется ответ.

Развитие вычислительных навыков учащихся 5-х классов представляет собой сложный и длительный процесс, эффективность которого зависит от индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовки и организации вычислительной деятельности.

Мой опыт работы в гимназии показывает, что традиционный подход к развитию вычислительных навыков учащихся 5-х классов можно изменить, превратив его в интересную игру. Это можно сделать при помощи мобильного приложения «Математические хитрости», которое представляет собой программу для планшетов и смартфонов, в которой наглядно показана суть способов быстрого счета.

Мобильное приложение позволяет на уроке организовать индивидуальную и парную работу. Например, для организации индивидуальной работы учащихся можно использовать раздел «Одиночная игра» в трех режимах: «До предела» (15 секунд для решения каждого примера: чем быстрее набран ответ, тем больше выдается очков. Каждый правильный ответ обнуляет таймер. Если за 15 секунд не выдан ответ, игра проиграна); «Минутный штурм» (дана 1 минута, за которую необходимо решить как можно больше примеров); «На скорость» (необходимо дойти до третьего уровня: чем быстрее, тем лучше результат).

Работу в парах можно организовать при помощи раздела «Совместная игра» (то же, что и «Одиночная игра» (режим «До предела»), только игроки набирают очки в общую копилку).

Применять мобильное приложение можно на различных этапах урока. Например, в 5-м классе на этапе актуализации математических знаний и подготовки к восприятию нового материала при изучении темы «Умножение натуральных чисел» я использую мобильное приложение «Математические хитрости» для организации индивидуальной работы учащихся в режиме «Минутного штурма» с целью повторения таблицы умножения.

Для этого использую прием «Математический марафон». Учащиеся в течение минуты при помощи клавиатуры вводят правильные ответы (Рис. 2), стараясь решить как можно больше примеров. Использую также прием «Да-нетка»: учащиеся выбирают ответ «Да», поставив , или ответ «Нет», поставив × (Рис. 3). И прием «Тест»: учащиеся выбирают один ответ на вопрос из четырех предложенных (Рис. 4).

            

                      Рис. 2                                                   Рис.3                                                 Рис. 4

 

Для организации парной и групповой работы на этапе изучения нового материала по теме «Умножение натуральных чисел» использую мобильное приложение «Математические хитрости» для того, чтобы дети самостоятельно изучили способы быстрого счета: «Умножение двузначных чисел, имеющих одинаковую цифру разряда десятков, и у которых цифры разряда единиц в сумме дают 10» и «Умножение двузначных чисел, оканчивающихся на 1». Данные способы быстрого счета позволяют закрепить состав числа 10 и таблицу умножения, а также развивают наблюдательность учащихся.

Учащиеся посредством приема «Алгоритм-схема» пошагово изучают вышеуказанные способы быстрого счета (Рис. 5).

 

 

Рис. 5

Использование приема «Алгоритм-схема» облегчает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения способов быстрого счета, учит логике рассуждения. Алгоритмы позволяют лучше осмыслить теоретический материал и применять его на практике. Схемы помогают лучше воспринять и быстрее запомнить способ быстрого счета, так как самая прочная и оперативная память – зрительная.

На уроке по данной теме на этапе закрепления новых знаний коллективную работу организовываю с помощью мобильного приложения посредством приемов «Математический марафон», «Да-нетка» и «Тест», а индивидуальную работу учащихся – посредством авторских заданий на раскраску. Предлагаю ребятам карточки-раскраски для того, чтобы каждый, найдя правильный ответ посредством способов быстрого счета, закрасили клеточку в указанный цвет. В итоге у них должен получиться некий рисунок, например «Вишенки».

Такие задания вызывают интерес у учащихся, развивают наблюдательность и вычислительные навыки.

На этапе информирования о домашнем задании я рекомендую самостоятельно изучить при помощи мобильного приложения «Математические хитрости» способ быстрого счета «Умножение чисел между 11 и 19» посредством приема «Алгоритм-схема», провожу инструктаж по выполнению домашнего задания.

Цифровая раскраска

   

Об эффективности использования способов быстрого счета посредством мобильного приложения «Математические хитрости» в контексте с эффективными приемами для развития вычислительных навыков учащихся 5-х классов свидетельствуют результаты проведенной диагностики по сформированности вычислительных навыков у учащихся, наблюдения за их работой на уроках математики, анализ математических диктантов, самостоятельных и контрольных работ.

У учащихся 5-х классов повышается интерес к математике, в частности, к способам быстрого счета, увеличивается количество учащихся, посещающих факультативные занятия и занятия по математике на платной основе.

Для учителей математики мобильное приложение «Математические хитрости» окажет ощутимую помощь в организации устного счета на уроке, даст возможность развивать у учащихся необходимые вычислительные навыки, сделает процесс обучения математике более технологичным и современным.

Практика показывает, что развитие вычислительных навыков учащихся – процесс длительный и неравномерный. Некоторыми способами быстрого счета школьники овладевают относительно быстро, другими – достаточно долго. Одним и тем же способом быстрого счета учащиеся овладевают тоже по-разному. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные вычислительные трудности, нужно систематически кропотливо работать на протяжении многих лет. Только систематическая работа, основанная на правильном выборе и сочетании эффективных приемов, используемых для повышения вычислительной культуры, будет способствовать формированию, развитию и совершенствованию вычислительных навыков.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий