Татьяна БОНДАРЕНКО,
учитель математики
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область
Стремительная информатизация общества диктует современному человеку определенные условия жизни: мобильность, активность, умение экономить время и жить в ногу со временем. Для системы образования актуальным становится лозунг: «Современный обучающийся – мобильный обучающийся!». Такой обучающийся должен иметь постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам согласно концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года.
Мой опыт работы в гимназии показывает, что оснащение образовательных учреждений техническими средствами обучения без обновления содержания, методов и форм обучения не дает ощутимых результатов при развитии вычислительных навыков учащихся. Ребята считают медленно и неточно. Это подтверждает республиканский мониторинг уровня обученности учащихся VII классов по учебному предмету «Математика», который проводился в 2017/2018 учебном году. Мониторинг показал, что при выполнении заданий республиканской контрольной работы всего лишь 39 % учащихся, писавших данную работу, продемонстрировали владение навыками устных и письменных вычислений.
В результате проведенной мной диагностики по сформированности вычислительных навыков у учащихся 5-го класса гимназии, наблюдения за их работой на уроках математики, анализа математических диктантов, самостоятельных и контрольных работ учащихся было выявлено, что сложение и вычитание натуральных чисел не вызывает у ребят затруднений. Это связано с тем, что навыки сложения и вычитания натуральных чисел в начальной школе сформированы на достаточно высоком уровне, так как их формирование начинается еще в первом классе. А вот навыки умножения и деления натуральных чисел у учащихся пятых классов развиты недостаточно хорошо. Это связано с тем, что только лишь в четвертом классе учащиеся приобретают навыки умножения и деления многозначных чисел. К тому же многие плохо знают таблицу умножения, что вызывает затруднения при устном счете. В итоге дети тратят на вычисления слишком много времени, поэтому у них нет возможности уделить больше внимания выполнению более трудных заданий.
Считаю, что владение навыками устного счета в сочетании со знанием способов сокращенных вычислений дает возможность выбрать в каждом отдельном случае наиболее рациональные пути вычислений, что приводит не только к экономии времени при устном счете, но и к облегчению выполнения письменных вычислений.
Начиная работу в 5-х классах, ставлю цель: развитие вычислительных навыков учащихся посредством способов быстрого счета с использованием мобильного приложения «Математические хитрости» в контексте с эффективными приемами обучения на уроках математики.
Ведущая идея моей работы заключается в том, что сочетание способов быстрого счета и мобильного приложения в контексте с эффективными приемами обучения поможет не только дать прочные знания, но также будет способствовать развитию вычислительных навыков, увлечет учащихся математикой.
Таким образом, дети будут свободно оперировать вычислительными навыками, применять их при решении задач, использовать на других учебных предметах. Эти навыки будут нужны им в будущем независимо от того, какую профессию они выберут. По моему мнению, развитие прочных вычислительных навыков и повышение быстроты устного счета у учащихся 5-х классов возможно при комплексном использовании способов быстрого счета (СБС), мобильного приложения (МП) и эффективных приемов обучения (ЭПО) на уроках математики (Рис. 1).
Проблема формирования у учащихся вычислительных навыков всегда привлекала особое внимание учителей математики. В методике математики известны исследования М.А.Бантовой, М.И.Моро, Н.Б.Истоминой, С.Е.Царевой и др.
Согласно М.А.Бантовой, «…вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными способами; приобрести вычислительные навыки – для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро. Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью».
Широко известны способы быстрого счета, предложенные С.А.Рачинским, Я.Трахтенбергом, Я.И.Перельманом и Б.Хэндли.
Например, система быстрого счета Я.Трахтенберга позволяет резко ускорить процесс выполнения операций умножения, деления, сложения, возведения в степень и извлечения корня. Важнейшее преимущество данной системы состоит в том, что при вычислениях пропускается много промежуточных результатов, а часто сразу же пишется ответ.
Развитие вычислительных навыков учащихся 5-х классов представляет собой сложный и длительный процесс, эффективность которого зависит от индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовки и организации вычислительной деятельности.
Мой опыт работы в гимназии показывает, что традиционный подход к развитию вычислительных навыков учащихся 5-х классов можно изменить, превратив его в интересную игру. Это можно сделать при помощи мобильного приложения «Математические хитрости», которое представляет собой программу для планшетов и смартфонов, в которой наглядно показана суть способов быстрого счета.
Мобильное приложение позволяет на уроке организовать индивидуальную и парную работу. Например, для организации индивидуальной работы учащихся можно использовать раздел «Одиночная игра» в трех режимах: «До предела» (15 секунд для решения каждого примера: чем быстрее набран ответ, тем больше выдается очков. Каждый правильный ответ обнуляет таймер. Если за 15 секунд не выдан ответ, игра проиграна); «Минутный штурм» (дана 1 минута, за которую необходимо решить как можно больше примеров); «На скорость» (необходимо дойти до третьего уровня: чем быстрее, тем лучше результат).
Работу в парах можно организовать при помощи раздела «Совместная игра» (то же, что и «Одиночная игра» (режим «До предела»), только игроки набирают очки в общую копилку).
Применять мобильное приложение можно на различных этапах урока. Например, в 5-м классе на этапе актуализации математических знаний и подготовки к восприятию нового материала при изучении темы «Умножение натуральных чисел» я использую мобильное приложение «Математические хитрости» для организации индивидуальной работы учащихся в режиме «Минутного штурма» с целью повторения таблицы умножения.
Для этого использую прием «Математический марафон». Учащиеся в течение минуты при помощи клавиатуры вводят правильные ответы (Рис. 2), стараясь решить как можно больше примеров. Использую также прием «Да-нетка»: учащиеся выбирают ответ «Да», поставив ∨, или ответ «Нет», поставив × (Рис. 3). И прием «Тест»: учащиеся выбирают один ответ на вопрос из четырех предложенных (Рис. 4).
Рис. 2 Рис.3 Рис. 4
Для организации парной и групповой работы на этапе изучения нового материала по теме «Умножение натуральных чисел» использую мобильное приложение «Математические хитрости» для того, чтобы дети самостоятельно изучили способы быстрого счета: «Умножение двузначных чисел, имеющих одинаковую цифру разряда десятков, и у которых цифры разряда единиц в сумме дают 10» и «Умножение двузначных чисел, оканчивающихся на 1». Данные способы быстрого счета позволяют закрепить состав числа 10 и таблицу умножения, а также развивают наблюдательность учащихся.
Учащиеся посредством приема «Алгоритм-схема» пошагово изучают вышеуказанные способы быстрого счета (Рис. 5).
Рис. 5
Использование приема «Алгоритм-схема» облегчает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения способов быстрого счета, учит логике рассуждения. Алгоритмы позволяют лучше осмыслить теоретический материал и применять его на практике. Схемы помогают лучше воспринять и быстрее запомнить способ быстрого счета, так как самая прочная и оперативная память – зрительная.
На уроке по данной теме на этапе закрепления новых знаний коллективную работу организовываю с помощью мобильного приложения посредством приемов «Математический марафон», «Да-нетка» и «Тест», а индивидуальную работу учащихся – посредством авторских заданий на раскраску. Предлагаю ребятам карточки-раскраски для того, чтобы каждый, найдя правильный ответ посредством способов быстрого счета, закрасили клеточку в указанный цвет. В итоге у них должен получиться некий рисунок, например «Вишенки».
Такие задания вызывают интерес у учащихся, развивают наблюдательность и вычислительные навыки.
На этапе информирования о домашнем задании я рекомендую самостоятельно изучить при помощи мобильного приложения «Математические хитрости» способ быстрого счета «Умножение чисел между 11 и 19» посредством приема «Алгоритм-схема», провожу инструктаж по выполнению домашнего задания.
Цифровая раскраска
Об эффективности использования способов быстрого счета посредством мобильного приложения «Математические хитрости» в контексте с эффективными приемами для развития вычислительных навыков учащихся 5-х классов свидетельствуют результаты проведенной диагностики по сформированности вычислительных навыков у учащихся, наблюдения за их работой на уроках математики, анализ математических диктантов, самостоятельных и контрольных работ.
У учащихся 5-х классов повышается интерес к математике, в частности, к способам быстрого счета, увеличивается количество учащихся, посещающих факультативные занятия и занятия по математике на платной основе.
Для учителей математики мобильное приложение «Математические хитрости» окажет ощутимую помощь в организации устного счета на уроке, даст возможность развивать у учащихся необходимые вычислительные навыки, сделает процесс обучения математике более технологичным и современным.
Практика показывает, что развитие вычислительных навыков учащихся – процесс длительный и неравномерный. Некоторыми способами быстрого счета школьники овладевают относительно быстро, другими – достаточно долго. Одним и тем же способом быстрого счета учащиеся овладевают тоже по-разному. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные вычислительные трудности, нужно систематически кропотливо работать на протяжении многих лет. Только систематическая работа, основанная на правильном выборе и сочетании эффективных приемов, используемых для повышения вычислительной культуры, будет способствовать формированию, развитию и совершенствованию вычислительных навыков.