Наталья КРАСЮК-ЧУБАТЮК,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 3 г. Мозыря»,
Гомельская область
Актуальность использования информационных технологий обусловлена потребностью в повышении качества обучения и воспитания дошкольников.
Работая в группе интегрированного обучения и воспитания и общаясь с родителями своих воспитанников и детьми, я сделала вывод, что работа по развитию лексико-грамматического строя речи очень актуальна и своевременна. Практика показывает, что в некоторых семьях развитие и обучение детей ведется бессистемно и не в полном объеме, или совсем не ведется.
Детям предоставлен свободный доступ к компьютерным играм. Неправильное использование информационных технологий приводит к одностороннему общению. Ребенок видит, слышит, производит действия, но не говорит. Таким образом, нет двухстороннего общения. Поэтому я решила научить родителей и детей правильно использовать дидактические игры, как в традиционном варианте, так и в электронном.
В начале своей педагогической деятельности я работала по схеме: работа с воспитанником – взаимодействие с воспитателем – беседа с родителями. Сейчас схема моей работы изменилась. Я создала систему педагогического взаимодействия с родителями и воспитанниками по познавательному развитию детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр посредством QR-кодов.
Работа в этой системе позволяет помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы. Думаю, вы со мной согласитесь, что различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети интернет не всегда соответствуют по своему содержанию заявленной теме. Поэтому я внимательна при отборе материала, использую максимально реалистичные и динамичные изображения, анимационные эффекты.
Для более качественного речевого развития детей и вовлечения родителей в образовательный процесс я стала использовать QR-коды.
А с помощью ЭРИ (электронно-развивающих игр) и QR-кода решаю ряд важных вопросов, возникающих при реализации взаимодействия с родителями в рамках образовательного процесса.
Для ознакомления родителей с особенностями использования QR-кода я провела консультации о технических особенностях работы с мобильными устройствами. После того как мы уточнили, что у всех родителей есть планшеты либо телефоны с большим экраном с необходимыми характеристиками, следующим этапом моей работы стало обучение использованию QR-кода.
В начале в ЭРИ мы играли втроем: я, ребенок и родитель. Целью этих встреч было показать родителям в игровой форме основные правила и возможности ЭРИ и более понятного перехода к ним с помощью QR-кода. Мне необходимо было привлечь внимание родителей и оказалось, что в такие игры интересно играть и самим взрослым.
https://learningapps.org/view9023689
https://learningapps.org/view8151427
https://learningapps.org/view11666883
Для удобства все эти электронные игры были собраны в единый сборник с подробным описанием и правилами игры. Также для удобства ознакомления родителей с нормативными документами, консультациями для повышения их педагогической компетенции я помещаю QR-коды на информационных стендах. Родители могут ознакомиться с электронной версией документа в любое удобное время, сохранив QR-код в памяти мобильного устройства. Также я кодирую актуальную информацию по изучаемой лексической теме, т.к. чаще всего родители не могут присутствовать в определенное время в дошкольном учреждении или в силу своей занятости не имеют возможности для длительного общения со мной.
Размещая еженедельно на стендах материал по лексической теме с QR-кодом, я реализую поставленные программные задачи посредством различных игр. Для закрепления пройденного материала в рекомендациях для родителей размещаю QR-коды ЭРИ по пройденной теме.
Такой алгоритм работы позволяет родителям быть в курсе, что усвоил ребенок на занятиях со мной, и так формируется навык совместной деятельности ребенка и родителя. Задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана. В результате этого у детей формируется рефлексия.
Следует отметить, ЭРИ не предусматривают полную замену педагога на компьютер, планшет или телефон, а, как раз наоборот, подразумевают активное общение его с детьми, так как интерактивные методы выступают вспомогательным средством подачи материала. Помимо развития лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза слова ЭРИ способствуют совершенствованию логического мышления, памяти и внимания, а также формированию динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве.
Опыт по использованию онлайн-игр с QR-кодом был представлен на IX Республиканском рождественском фестивале педагогического мастерства «Педагогические технологии – современно, эффективно, результативно», на республиканском совете руководителей дошкольного образования в 2019 году, а также в районном этапе областного конкурса «Лучший учитель-дефектолог специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания».