Галина ШЛЯГО,
заместитель по основной деятельности
заведующего ГУО «Ясли – сад № 10 г. Мозыря»,
Гомельская область
Хорошо известно, что достаточно заразиться одному ребенку в группе, и на следующий день число заболевших детей станет намного больше, если не предпринять определённых профилактических действий. Болезнь не только подрывает здоровье воспитанников, но и нарушает работу всего учреждения дошкольного образования.
Мы считаем, что такая простая и полезная привычка, как мытье рук, – простой, но эффективный способ уменьшить риски инфекционных заболеваний, в том числе Covid-19, и уберечь от инфекции себя и окружающих. Особенно актуально мытье рук для детей, так как они познают окружающий мир главным образом с помощью осязания.
Наши педагоги подходят к этому вопросу серьёзно, последовательно, творчески и с фантазией:
– воспитатель своим примером показывает, как правильно выполнять те или иные гигиенические процедуры;
– каждый раз напоминает детям, почему необходимо мыть ручки;
– создаёт условия для осуществления ритуала мытья рук (красочные картинки, красивые полотенца, разноцветные кусочки мыла, зеркало перед умывальником, где малыш может наблюдать за своими действиями);
– приучает самостоятельно включать воду, но контролирует этот процесс;
– старается превратить умывание и мытье рук из рутинной процедуры в игру; можно, к примеру, устроить соревнование, у кого будет больше пены;
– читает детям стихи, заучивает потешки или поёт песенки («Что бы было, что бы было, если не было бы мыла? Если не было бы мыла, Таня грязной бы ходила! И на ней бы, как на грядке, рыли землю поросятки!»; «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!» и т. д.).
Постепенно воспитанники понимают, что можно получать удовольствие от необходимых процедур и научиться делать все более аккуратно.
Деятельность, направленная на воспитание культурно-гигиенических навыков, непрерывно продолжается в ходе всего образовательного процесса:
– просмотр видеороликов «Чистота – залог здоровья!», «Когда надо мыть руки?»;
– экскурсия «Знакомство с туалетной комнатой»;
– загадывание загадок;
– проведение опытов «Тонут, не тонут, плавают», «Мыльные перчатки»;
– показ мультфильмов «Мойдодыр», «Как правильно мыть руки»;
– наглядные плакаты «Моем руки правильно!», «Каждой вещи – своё место»;
– работа в индивидуальных рабочих тетрадях с заданиями для каждого малыша;
– рисунки детей «Руки надо мыть – чтоб здоровым быть!»;
– сюжетно-ролевые игры «Семья», «Почистим зубки», «Умоем куклу Таню»;
– дидактические игры «Предметы личной гигиены», «Подбери картинки», «Кому что нужно»;
– закрепление полученных знаний на практике «Моем руки весело!», «Сделаем ладошки», «Фонтанчики», «Носики-курносики»;
– праздники и тематические развлечения «Уроки Мойдодыра», «Путешествие по стране здоровья», «Неболейка и его друзья» и многое другое.
Поучительной, интересной и полезной оказалась встреча студентов Мозырского медицинского колледжа (волонтеров Красного Креста) под руководством преподавателя с воспитанниками нашего учреждения дошкольного образования, которая прошла под лозунгом «Чистые руки!». Гости в игровой форме обучали ребят правилам личной гигиены. Доступно рассказывали о микробах – мелких и невидимых глазу организмах, которые, попав в рот, могут вызвать заболевание, боль в животе, повышение температуры. Они научили наших ребят правильно мыть руки и грамотно пользоваться полотенцем.
Личная гигиена ребёнка – это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Поэтому работа в данном направлении продолжается.