Использование приемов визуализации в 5-9-х классах как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку

- 10:30II И III СТУПЕНИ, Методичка, Русский язык и литература. Материалы к урокам

 

Наталия ПИВАНКОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 2 г. Мстиславля»,
Могилевская область

 

 

 

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому многие ученые обращали внимание на роль наглядного представления информации в обучении.

Задачи визуализации — представлять и систематизировать основной учебный материал. Важно дополнить, расширить его и обеспечить логичность в изложении информации. А если продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, то это будет способствовать активному восприятию.

Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения:

— при объяснении нового материала;
— при повторении;
— при закреплении;
— при контроле и систематизации;
— при обобщении,
— при выполнении домашних заданий и т.д.

Важным считаю системный подход при изучении тем. Ведь то, что неоднократно повторяется из урока в урок, запомнится обязательно. А если это происходит в игровой форме, то результата можно достичь достаточно быстро.

Например, при изучении тем по морфологии в 6-7-х классах я использую пальчиковую физкультминутку для запоминания групп частей речи. Движения для разминки десяти пальцев (10 частей речи) можно использовать различные, на усмотрение учителя, а сопровождение предлагаю следующее:

Морфологию изучим,
Части речи закрепим.
Паспорта по ним получим,
Если вместе повторим.
Именные части речи
Дружно рядышком стоят.
     (четыре пальца правой руки сгибаем и разгибаем)
А глагол вместе с наречием –
Вверх два пальчика глядят.
     (два больших пальца обеих рук)
Три служебных тоже рядом,
К ним особый разговор.
Междометие – отдельно
     (мизинец левой руки)
«Ох!» — вздыхает до сих пор.

Таким образом, к концу шестого класса абсолютно все учащиеся знают, что мы изучаем раздел «Морфология», именные части речи, а в седьмом предстоит изучить глагол, наречие, служебные части речи и междометие.

 При этом для каждой части речи мы выписываем «паспорт» (Приложение 1), в котором заполняем четыре основные графы и «особые приметы»:

    • Что обозначает, на какие вопросы (фамилия, имя)
    • Постоянные признаки (антропометрические данные)
    • Непостоянные признаки (настроение в зависимости от ситуации)
    • Синтаксическая функция (поведение в обществе)

Уже после изучения имени существительного можно использовать пальчиковые знаки-подсказки при выполнении морфологического разбора. Учащиеся четко знают его порядок и понимают, что полученные знания помогут в выборе орфограммы: знание склонения и спряжения – в правописании окончаний, знание частей речи – в выборе н и нн и т.д.

К «особым приметам» относятся сложности, которые может прятать каждая часть речи: нельзя проверять безударную видовыми парами, нет окончания у несклоняемых существительных, формообразовательные суффиксы у глаголов и прилагательных и т.д.

Особого внимания заслуживают и служебные части речи, у которых в 3, 4 графах стоят прочерки. Учащиеся понимают, что они не выступают как отдельные члены предложения, не изменяются.

Похожий прием использую при изучении темы «Стили речи». Запоминание осуществляется с использованием пальчиковой гимнастики. Одинаковые движения делаются поочередно для каждой руки.

Стилей речи ровно пять,
Будем их запоминать:
Разговорный в стороне,
Очень нравится он мне.
Им с друзьями поболтаем,
Дома школу обсуждаем.
И четыре книжных стиля:
Здесь научный стиль, логический.
Есть для публики – публицистический.
Официально-деловой –
В документах парень свой.
А художественный стиль
Картину словами изобразил.

В каждом учебном году происходит повторение и, следовательно, закрепление основных знаний по этой теме.

В тетради для конспектов обязательно прорисовываем ладошку с указанием характеристики каждого стиля. Ежегодное к ней обращение, сравнивание приносит учащимся дополнительные положительные эмоции. Таким образом, использование пальчиковых игр-запоминалок позволяет задействовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, кинестетическую и ассоциативную.

Перед учителем всегда стоит проблема: дать своим ученикам много важной и интересной информации и сделать этот процесс легким, интересным; вовлечь в этот процесс равнодушных учащихся и развить творческие способности заинтересованных. Во многом эту проблему позволяет решить использование эффективных средств визуализации.

 

Приложение 1

Паспортные данные частей речи

 

Паспорт ____________ части речи _______________

 

  1. Фамилия, имя

Обозначает ________________________________

Отвечает на вопросы ________________________

  1. Постоянные признаки (антропометрические данные)
  • __________________ Например:
  • __________________ Например:
  • __________________ Например:
  • __________________ Например:
  1. Непостоянные признаки (настроение в зависимости от ситуации)

Изменяется

  • __________________ Например:
  • __________________ Например:
  • __________________ Например:
  1. Синтаксическая функция (поведение в обществе)
  • Чаще _____________________

ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ:

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий