Татьяна ЖИЖИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 26 г. Лиды,
Гродненская область
Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует речедвигательная ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использует механизм их функционального единства.
Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов, с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие – положительный эмоциональный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.
Средства речедвигательной ритмики: двигательные упражнения, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, пальчиковая гимнастика, «рассказывание» стихов с помощью движений, динамические речевые паузы, кинезиологические упражнения с речевым материалом, продуктивные виды деятельности (лепка и рисование), психогимнастические упражнения, ауторелаксация.
Используя в работе речедвигательные игры и упражнения, необходимо учитывать следующие условия:
— при выборе содержания и объёма стихотворения надо учитывать возраст и индивидуальные особенности детей;
— не все речедвигательные упражнения можно выполнять, одновременно сопровождая речью (в прыжках и при интенсивной быстрой ходьбе и беге мы не используем говорение – это вызовет расстройство дыхания);
— говорить можно только на выдохе, т.е. в соответствии с правилами речевого дыхания;
— во время выполнения упражнений дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу;
— многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции, поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь!
— занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и яркую положительную эмоциональную окраску;
— не следует фиксировать внимание ребенка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи; хвалите детей, восхищайтесь ими, радуйтесь все вместе;
— речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной, эмоциональной и обязательно фонетически правильной.
В условиях работы в пункте коррекционно-педагогической помощи и в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие, а включается в структуру как фронтальных, так и индивидуальных занятий на разных этапах коррекционной работы наряду с традиционными методами и приемами.
Основные преимущества применения речедвигательных игр:
— применение нетрадиционных обучающих и развивающих заданий с использованием речедвигательных игр и упражнений существенно повышает мотивацию к занятиям;
— использование речедвигательных упражнений на занятиях имеет оздоровительный эффект, т.к. они направлены на становление правильного дыхания, способствуют формированию двигательно-кинестетической основы в составе двигательного акта;
— широкий спектр применения речедвигательных игр и упражнений в разнообразных видах коррекционной работы (коррекция звукопроизношения, формирование навыков языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя и развития связной речи).
Руководствуясь известным мнением, что «ребенок развивается в движении», и основными идеями речедвигательной ритмики, использую в своей работе игровые пособия, содержание которых совмещает в себе сочетание движений, а именно пальцев рук, с произнесением определенного речевого материала. Остановимся на каждом из них более подробно.
Пособие «Шагаем пальчиками» представляет собой набор красочно оформленных картинок-дорожек. Дорожки различные по форме – прямые, извилистые, в виде кружочков, в один и в два ряда. На каждой страничке свой герой (зайчик, мишка, петушок и т.д.), которому нужно помочь пройти по дорожке (прискакать в огород, собрать грибы, доехать до детского сада и т.д.), и небольшое стихотворение о нем, что создает дополнительный интерес для ребенка в организованной игре.
Упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук, удачно сочетаются с автоматизацией звуков в различных ситуациях (изолированно, в слогах, словах и др.), где каждому «шагу» соответствует определенная речевая единица. Игра интересна не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы. В этом пособии представлены варианты для левой и правой руки. Игру надо начинать с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой.
Идея для второй игры была заимствована из пособия для логопедов и родителей Н.В.Гальской «Автоматизация звуков в играх «Звоночек», мной был использован блок звуковых и речедвигательных заданий под названием «Говорящий карандашик». Цель игры: упражнять в четком, многократном произнесении звуков, слогов, слов; развивать ритмичные, точные, координированные движения пальцев рук. Эти упражнения способствуют ускоренному развитию и установлению у детей звукодвигательных и речедвигательных ассоциаций, необходимых компонентов письма и письменной речи. Пособие представляет собой совокупность карточек со следующими типами заданий:
— «Звук заблудился». Нужно вывести звук из лабиринта, проведя по дорожке сначала пальчиком, а затем маркером, не останавливаясь и произнося звук непрерывно. Звуковой человечек выходит из лабиринта, если до конца дорожки произносится чистый звук.
— «Спой песенку» – комара (жука, пчелки, птички, самолета и т. д.) на протяжении всей дорожки.
— «Превратись в кузнечика и попрыгай, как он: Ч-Ч-Ч…; помоги машине (мотоциклу и т. д.) доехать до гаража (дома): Р-Р-Р…; шарик сдулся: Ш-Ш-Ш…».
— «Обведи предметы по контуру, не отрывая карандаш от линии. Называй то, что обводишь. Сколько ты обвел стульчиков (цветов, кувшинов, матрешек…)?»
Карточки заламинированы, маркер легко стирается с ее поверхности, что позволяет исправить ошибку, повторить задание неоднократно. Графические задания разной степени сложности. Их содержание можно бесконечно разнообразить, подключив свою фантазию и минимальный набор подручных средств.
В работе для автоматизации звуков используются пособия «Лягушачьи лапки», «Сердитые тучки», изготовленные своими руками.
Цель этих игровых пособий – преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, автоматизация звуков.
Начинать нужно с самого простого игрового действия: ладошка ребенка кладется на «лягушачью лапку», «сердитую тучку» с соответствием пальчика ребенка с кнопкой на «лягушачьей лапке», «сердитой тучке». Комплексы позволяют задействовать одновременно зрительную память, мелкую и общую моторику, благодаря чему дети быстрее и проще овладевают слоговой структурой слов, вводят поставленные звуки в свободную речь. Для автоматизации пальчик ребенка нажимает кнопку, при этом воспитанник проговаривает звук или слог.
На индивидуальных занятиях используются сенсомоторные панели, выполненные в виде съемных накидок, работа с которыми направлена на автоматизацию звуков в сочетании с движениями рук, а также на развитие лексико-грамматической стороны речи и языкового анализа и синтеза (панель «Радуга» — согласование прилагательных с существительными; панель «Божья коровка» — согласование существительных с числительными; панель «Виноград» — анализ предложения).
С целью смены динамических поз ребенок может располагаться как за столом, так и на ковре.
Комплексно подойти к проблеме устранения речевых и неречевых нарушений у детей позволяют игровые изоритмические упражнения, сопровождаемые проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали. Выполняя под руководством педагога такие задания, ребенок приобретает фонетические и графические навыки, получает возможность для проявления творчества.
Сначала следует обучать рисованию самых простых предметов, проговаривая каждое движение руки. Если рисунок не получается, то при одном движении руки маркерная доска снова чистая и рисунок можно начинать снова. Затем следует перейти к более сложным действиям, например, рисовать кораблик.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что речедвигательная гимнастика является важным современным методом коррекции речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения, который имеет свои формы и средства реализации, и не уступает в эффективности традиционным логопедическим методам.