Социальное партнерство как ресурс гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях сельской местности

- 0:13Стиль работы

 

Елена ЛЕПИК,
учитель математики
ГУО «Каменская средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область

shkola-kamenskaya@yandex.by

 

 

«Без прошлого нет будущего» – гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом народа. Эту ответственную задачу решает школа при поддержке общественности и административных органов, через взаимодействие учреждения образования, семьи и социума, что позволит сформировать устойчивые представления об обществе, государстве, основных правах и обязанностях учащихся, их социальных связях и отношениях.

Социальное партнерство – жизненно необходимая задача для развития агрогородка и школы, ведь конечной основной задачей является профессиональное самоопределение учащихся, формирование моральных и нравственных принципов жизни, воспитание патриотических и гражданских чувств.

Белорусские агрогородки стали местом жительства тысяч людей, любящих свою землю, готовых на ней трудиться, желающих организовать в них достойную жизнь, создавать семьи, растить и воспитывать детей. Сельская школа с богатой историей и трудовыми традициями при этом является центром духовной жизни села, основой нравственного и патриотического воспитания. Соприкасаясь с природой и сельскохозяйственным производством, она обладает широкими возможностями для формирования трудовых и профессиональных умений и навыков учащихся.

Основная часть жителей агрогородка Каменка, более 50 %, – это выпускники Каменской средней школы. От них зависит, будут ли комфортными их условия проживания в будущем.

Очень важно, чтобы подрастающее поколение помнило о своих истоках и сохраняло преемственность поколений, чтобы при соприкосновении с героическим прошлым их не покидала гордость за свою малую Родину, а будущее звало к новым вершинам созидания. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные, обретенные земляками, проросли крепкими и надежными побегами в душах и характерах новых поколений.

Сельской местности нужны молодые энергичные кадры: агрономы, комбайнеры, менеджеры, зоотехники, механизаторы, трактористы и руководители. Школа проводит целенаправленную работу по подготовке учащихся к осознанному выбору профессий, в том числе и сельскохозяйственных.

Один из путей решения кадрового вопроса на сельхозпредприятиях – профориентация сельских школьников, которые стремятся оставить свою малую родину – вырваться из села в город. Но потребность в молодых специалистах – высококвалифицированных, инициативных, энергичных, желающих трудиться на благо Родины всегда остается актуальной. Один из путей решения этого вопроса – профориентация школьников и заинтересованность руководства предприятия агропромышленного комплекса.

Педагогический коллектив школы строит тесные отношения со всеми субъектами микросоциума, включая обучающихся, их семьи, социальных партнеров. Школа – это центр взаимодействия с родителями и местным организациями.

На протяжении многих лет в школе ведется работа по изучению истории родного края, формированию в сознании молодежи уважения к культурно-историческому наследию своего народа, ведь человек любит свой край, бережно хранит его историю, если хорошо знает его прошлое и настоящее.

Связь с историей родного края

Школа стала действенным центром возрождения, сохранения, развития культуры и традиций деревни, используя местный материал на уроках истории, факультативных занятиях, внеклассной работе. В школе уже на протяжении многих лет работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучаем боевые и трудовые традиции своих земляков, пишем летописи своей школы, деревни. Всестороннее, глубокое изучение истории родного края способствовало тому, что в школе собран богатый краеведческий материал: «Гісторыя адной малой Радзімы” (https://disk.yandex.ru/i/DTLxAmDETOtblg), фотопроект “Наша история”, “Старый Мозырь”, летопись “Дорогами памяти”, видео “Мая вёска ад мінулага да сучаснасці” (https://disk.yandex.ru/i/B-zFGSVizhal9w).

Мы продолжаем вспоминать тех, кто выстрадал победу в Великой Отечественной войне, и чтобы нынешнее поколение не забыло о страшных событиях, чтобы ужас прошлых лет не повторился, мы знаем и помним о прошлом наших соотечественников. Участвуя в республиканской патриотической акции “Их подвиг в памяти потомков сохраним” на примере судьбы Дмитрия Матвеевича Лиса мы представили судьбу одного человека, прошедшего страшные испытания и чудом выжившего в концлагере смерти “Бухенвальд” (https://disk.yandex.ru/i/If3ZyKuxQb3eDg).

К 75-летию Победы в школе проводились исследовательские работы «Долгий путь к победе», «Педагоги – участники Великой Отечественной войны». Школьники под руководством учителя истории принимали участие в конференции с работой «Прошел войну от звонка до звонка…» в номинации «Моя семья чтит память наших близких» (https://disk.yandex.ru/i/tPhrtu7hfs9vAg).

Учительский труд – это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу. Насколько убедителен и увлечен сам учитель в том, что пытается донести детям, насколько он сам будет отчетливо представлять ценность того или иного мероприятия, ровно настолько учитель найдет отклик в сердцах своих учеников.

А если ученик – свой собственный ребенок, который увлеченно интересуется историей военных лет… Возникает настоятельная необходимость приобщить детей и молодежь в целом к истокам героизма отцов и дедов, укрепить живую связь времен и поколений. В республиканском конкурсе компьютерных разработок «Патриот.бай» (https://disk.yandex.ru/i/azm8Xl-UlQU1fQ) и «Видеопанорама 360» (https://disk.yandex.ru/d/CPb_fdBsUEbGpw) под руководством учителя информатики Татьяны Гринок учащиеся школы Станислав Гринок и Денис Гринок создали интерактивную карту памятников воинам Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на территории Каменского сельского совета Мозырского района, Гомельской области (Карта памятников воинам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Каменского с/с (Google Мои карты).

Включение учащихся в разнообразную военно-патриотическую деятельность – наиболее действенный метод, позволяющий превратить знания, полученные на уроках, в норму поведения, в личные убеждения каждого ученика.

В школе учителем истории создана экспозиция «Афганистан. Перелистывая памяти страницы…», собран материал «У каждого времени свои герои» (https://disk.yandex.ru/i/xeB05a8-EhUoAQ), «Время выбрало нас…», посвященные выпускнику Каменской средней школы, участнику военных действий в Афганистане, уроженцу д. Боков Мозырского района Александру Царенко. Александр Платонович исполнял интернациональный долг в Афганистане. После службы в армии работал в Мозырском ГРОВД. Сержант Царенко погиб от бандитских рук при исполнении служебных обязанностей. Награжден медалью «За отвагу», Почётной грамотой Президиума Верховного Совета СССР (https://disk.yandex.ru/i/G6Nb_xl8qjyJ7A).

Сельский труд

Учреждение образования «Каменская средняя школа Мозырского района» находится на территории коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятие (КСУП) «Мозырская овощная фабрика».  

Между школой и сельскохозяйственным предприятием существуют давние деловые партнёрские отношения. Около 30 % работников предприятия – выпускники Каменской школы. Сотрудничество сельхозпредприятия и школы имеет уже многолетний опыт.

Коллектив школы оказывает помощь хозяйству в сезонных полевых работах, помогает при уборке, сортировке и укладке овощей, проводит единые дни информирования, праздники, концерты, выставки декоративно-прикладного творчества.

В школе организовано трудовое обучение учащихся 10–11-х классов, основанное на профессиональной подготовке по курсу «Овощевод» и «Садовник». Целью программы является подготовка будущих работников к самостоятельной производственной работе на сельхозпредприятиях. Подготовка к посеву, выращиванию, уходу и уборке урожая овощных культур служит адаптацией учащихся к конкретным производственным условиям, формированию профессионально значимых качеств. Организована работа на учебно-опытном участке площадью 0,25 га «уДачный огород». Пришкольный участок служит базой проведения уроков, сельскохозяйственных и практических работ, связанных с выполнением программ по биологии, трудовому обучению и факультативных занятий.

Сравнительный анализ социализации выпускников за три года выявил положительную динамику выбора ими учебных заведений сельского и лесного хозяйств: 2018 год – 5 %, 2019 год – 15 %, 2020 год – 25 %. Сотрудничество школы с КСУП «Мозырская овощная фабрика» дает возможность обеспечить в будущем сельскохозяйственное предприятие квалифицированными специалистами и ответственными рабочими. Наблюдается рост актуальности и привлекательности сельского образа жизни среди молодежи.

Духовные ценности

Школа тесно сотрудничает с храмом иконы Божией Матери «Умиление» в деревне Васьковка. Там, где по легенде в 1760 году было явление Васьковской иконы Божией Матери, где когда-то был возведен, а потом разрушен храм, построено и освещено новое здание православной церкви. Настоятель храма протоиерей Симеон Туровский проводит встречи и беседы с коллективом школы, детьми и родителями. Педагогический коллектив школы совместно с учащимися принимает участие в исследовательской деятельности «Мой храм, его история и сегодняшний день» (https://disk.yandex.ru/i/xKcPLWO5-Gr-Hg).

Экологическое воспитание

На территории Боковского лесничества подразделения Мозырского опытного лесхоза с 2001 года организовано и осуществляет свою деятельность школьное лесничество с целью воспитания у учащихся бережного, социально-активного отношения к природе родного края. В акции «Чистый лес» приняли участие около 75 % учеников школы и педагогов. Кроме наведения порядка в лестном массиве, дети и взрослые высаживали саженцы деревьев и кустарников. Обучающиеся и коллектив школы постоянно принимают активное участие в субботниках. (https://disk.yandex.ru/d/rMPrwmuPAT4kaw?w=1). Волонтерский отряд первичной организации БРСМ стал победителем республиканского конкурса «Молодежь за чистоту городов и сел» (https://disk.yandex.ru/i/sP_Nudzbz-HxZQ). Выпущен информационный вестник «Природа и МЫ» (https://disk.yandex.ru/i/XQ5Pk-qb5zoXhg).

 

Сельская школа – это центр социально-культурной жизни села, она объединяет всех жителей, обеспечивает досуг всего населения, берет на себя реализацию многих социально-экономических функций, имеет свое яркое, колоритное «лицо».

Благодаря социальным партнерам нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы: повышение качества образования, формирование социального интеллекта и гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Сегодня самым важным и значимым фактором развития села становится разумно построенная образовательная система сельской школы, способная подготовить патриотично настроенного специалиста, готового психологически и профессионально увидеть будущее села и своей деятельностью стимулировать его приближение.

Нам важно прийти к единству, а сообща мы можем сделать многое, важное для нас и нашей страны. В Год народного единства нас объединяет одно, сделать нашу страну лучше.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий