Развитие понимания музыкального образа у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений  

- 20:15Дошкольное образование. Материалы к занятиям, Методичка

 

Елена ФИЛИПЕНЯ,
музыкальный руководитель
ГУО
«Ясли-сад № 16 г. Слонима»,
Гродненская область

ds16mazec@mail.ru

 

Музыкально-ритмические движения, являясь одним из эффективных и действенных средств воспитания, помогают раскрыть музыкально-двигательные способности детей, развить фантазию, научить воспринимать язык музыкальных образов. Движение под музыку для детей дошкольного возраста является одним из самых привлекательных видов деятельности, поскольку через пластику своего тела им легче выразить свои чувства и эмоции.

Упражнения – предшественники разучивания основных танцевальных движений – все виды ходьбы, бега, прыжков плавно перерастают в основные танцевальные движения.

На этапе знакомства с новым движением считаю самым важным организацию грамотного показа педагогом. Осанка, четкость и пластичность рук, ног, корпуса, точное попадание движений в музыку – залог успеха выполнения движений у детей. А для большей заинтересованности каждое движение сопоставляю с игровым образом. Например, шаг на полупальцах – «растем, тянемся к солнышку», высокий шаг – «петушки», дробный шаг – «ежики», широкий шаг – «переступаем лужи», прыжки – «зайчата», прямой галоп – «лошадки» и т.д.

В младших группах, когда дети еще не могут сами выразительно двигаться, применяю прием словесного уподобления характеру музыки – тихо, по ходу звучания произведения, поясняю: «Какая нежная, ласковая музыка звучит, ребята…». При этом к словам добавляю мимику (мимическое уподобление), и интонацию голоса (интонационное уподобление), могу нежно прикоснуться к руке ребенка (тактильное уподобление). Таким образом, благодаря сочетанию разных видов уподоблений, малыши учатся согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Иными словами, развивается их эмоциональная отзывчивость, осознанное восприятие музыки. С большим интересом дети младшего дошкольного возраста участвуют в таких играх, как «Кошка и котята», «Золоченый лучик», «Мишки-кашевары», когда я предлагаю им порезвиться с «непоседами-котятами», попробовать только что приготовленную медведем кашу, перевоплотиться в понятные для них образы зайчат и птичек, которые просыпаются под теплыми лучами солнышка.  

В средней группе требования к выразительности движений повышаются и уточняются. Возрастающий музыкальный опыт детей позволяет им исполнять сюжетно-образные упражнения более выразительно, эмоционально, используя мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица).

В этом возрасте предоставляю детям больше инициативы для самостоятельного поиска выразительных средств, но в нужный момент осторожно подсказываю ту или иную деталь движения своим объяснением или показом. Такой показ помогает обогащать представления детей о возможностях использования языка движений. К примеру, музыкальная игра «Волшебный обруч» дает возможность детям продемонстрировать различные подражательные движения, проявить воображение при создании предложенных образов: мячики, роботы, паровозик, бабочки. Передать особенности музыкально-игрового образа в развитии, со сменой настроения помогает игра «Воробьи и кот», где ребята изображают воробьев – вначале веселых, беззаботных, а затем испуганных, встревоженных. Музыкально-игровой образ может быть передан детьми и в процессе слушания инструментальной музыки. Так в упражнении «Гномы и Великаны» детям предлагается походить под музыку разным шагом. Под маршевую музыку ходить (танцевать) как «великаны». Под быструю ритмичную музыку бегать (танцевать) как «гномики». Упражнение «Зеркало», когда дети стоят парами напротив друг друга и один из них показывает движения, а другой повторяет их в зеркальном изображении, – прекрасная возможность для развития фантазии, воображения, координации движений, ритмопластики, выражения индивидуальности.

Воспитанники старшей группы любят перевоплощаться в сказочных персонажей, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Это может происходить в процессе инсценирования небольших песен, стихотворений. Например, музыкальная игра «На пирог и угощение», где ребята сами придумывают персонаж посмешнее и передают его, используя различные виды уподоблений, а обыгрывая стихотворение «Толстячки и Худышки», ребята воспроизводят в мимике, пантомимике, речевой интонации образ сердитых Снеговичков и удивленных Сосулек.

Игра-этюд «Смена кадров» развивает не только воображение, фантазию, но и ориентирование в пространстве, внимание. Под музыку предлагаю детям создать ситуативный, динамичный этюд, а при смене музыкального образа меняю заданную ситуацию, в соответствии с которой изменится и пластический рисунок. Дети переносятся в новую обстановку, т.е. принимают новые предлагаемые обстоятельства и создают образ, соответствующий им.

Для дальнейшего развития пластической выразительности использую упражнения на попеременное напряжение и расслабление отдельных групп мышц, до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Детям очень нравится упражнение «Кукла-марионетка», когда я предлагаю им представить, что к каждому их суставчику привязана нить. Сначала все нити натянуты и «куклы» стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно «отрезать ножницами» нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда «отрезаю» нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше «отрезаю» ниточки от головы, спины, коленей. Наша «марионетка» совсем расслабилась, и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол. Это упражнение учит детей расслаблению. Да и поваляться на полу во время занятия – большое удовольствие для ребенка любого возраста.

Для более яркой передачи музыкального образа предлагаю детям всех возрастов использовать различные атрибуты: бумажные перчатки-снежинки, бабочки, тучки (облака) из полиэтиленовых пакетов, ленты, платки, резинки, цветы, шары и т. д.

Большое внимание уделяю подбору музыки для этюдов, танцев, танцевальных композиций, ведь она должна нравиться детям, побуждать их к движению, быть понятной, разнообразной по жанру, стилю исполнения, и считаю недопустимым просить детей исполнить подражательные движения под неподходящую, случайную музыку.

Таким образом, воплощая музыкальные образы в музыкально-ритмических движениях, у детей дошкольного возраста снимаются «зажимы», развивается воображение, фантазия, они преодолевают застенчивость, неуверенность в себе, становятся более естественными в своем поведении, эмоционально и пластически свободными, общительными.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий