Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочи»
Тема: «Анютины глазки и бабочки»
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования
Задачи:
— формировать умение использовать новые техники: печать крылаткой клёна, рисование воздушным шариком;
— закреплять умение рисовать пластиковой картой, поролоновой губкой, ватной палочкой, шариковой ручкой с отработанным стержнем, зубочисткой;
— продолжать формировать умение тонировать альбомный лист;
— продолжать формировать умение отображать характерные признаки предметов;
— развивать зрительное восприятие, воображение;
— развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
— развивать позитивное отношение к рисованию;
— воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе с красками.
Предварительная работа:
— рассматривание с детьми иллюстрации «Анютины глазки и бабочки» и репродукций картин «Анютины глазки» таких художников как Селивёрстов Л.И., Щербакова О.Е., Ромас Я.Д., Косс-Деньшина Е.И., Гончарова Н.С.,
— заготовить крылатки клёна.
Оборудование:
— образец рисунка,
— магнитная доска,
— магниты.
Материалы:
— альбомный лист формата А4;
— стаканчик-непроливайка с водой;
— кисточка №1, широкая плоская кисточка;
— воздушный шарик (слегка надутый);
— зубочистка;
— крылатка клёна;
— пластиковая карта;
— акварельные краски;
— гуашь;
— поролоновая губка;
— ватная палочка;
— шариковая ручка с отработанным стержнем;
— клеенка;
— бумажные и влажные салфетки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Познавательная беседа
Прочитать детям стихотворение Блинниковой М.
Теплым и солнечным, радостным летом
синим и белым, и смешанным цветом,
шепчут весёлые, яркие сказки
эти цветочки анютины глазки.
Бабочек, синих и жёлтых, и белых
много на клумбу цветочную село.
Сами узнаете их без подсказки
это цветочки — анютины глазки.
Существует множество легенд о происхождении названия этих цветов. Вот одна из них. В одном из древнейших городов Греции жила прекрасная девушка Анна. Мамы у нее не было, а отец был бедным рыбаком. Лицо девушки было подобно реке при закате — гладкое и румяное. Кудрявые локоны водопадом рассыпались по ее плечам. Руки были похожи на крылья самой прекрасной птицы. Но красивее всего — глаза: голубые и глубокие, как бездонное озеро, но было в них что-то странное. Стоило Анюте посмотреть кому-нибудь в лицо, как тот полностью был в ее власти. За это девушку не любили многие злые люди. Однажды они попытались ослепить красавицу, напоив ее водой с корнем снотворного растения. Но боги любили Анюту, поэтому они спасли ее. Богиня Афродита заколдовала глаза Анюты, чтоб они жили вечно. И с тех пор на месте, где она жила и ходила, выросли необычайно красивые цветы, похожие на глазки. Именно их люди и назвали Анютины.
2 Пальчиковая гимнастика «Анютины глазки»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней — цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад — цветок распустился.
У нас в палисаднике возле терраски
Растут голубые анютины глазки.
Анютины глазки, анютины глазки.
Они распускаются быстро, как в сказке.
II Основная часть
Рассматривание образца рисунка.
Определяем техники, которые использовались при рисовании пейзажа. Предлагаем детям самостоятельно определить знакомые ранее техники: рисование поролоновой губкой, ватной палочкой, рисование зубочисткой, пластиковой картой. Заостряем внимание на новых техниках — рисование воздушным шариком, печать крылаткой клёна.
Рисование пейзажа
1 Поролоновой губкой тонируем альбомный лист. Делим лист на две примерно одинаковые части. Верхнюю часть листа тонируем голубой акварельной краской, нижнюю – зеленой.
2 Гуашью на донышке воздушного шарика рисуем круг и заполняем его внутри краской. На этот круг сбоку наносим кисточкой немного гуаши другого цвета. Объясняем, что необязательно повторять цвета как на образце. Можно выбирать краску по желанию и комбинировать ее с любым цветом.
3 Выполняем отпечаток воздушным шариком. Прислоняем донышко с нанесенной на него краской к альбомному листу, слегка прижимаем, отнимаем шарик от листа. Обратить внимание, чтоб нажим на шарик не был слишком сильным. Иначе цветочек получится слишком крупным и расплывшимся.
4 Таким же образом печатаем шариком остальные цветочки. Обращаем внимание на то, чтобы цветочки были разные по цвету и равномерно были размещены по зеленому фону альбомного листа.
5 Ватной палочкой гуашью черного цвета ставим точку в центр каждого цветочка. Важно, чтобы гуашь на палочку набиралась в достаточном количестве. В противном случае это затруднит выполнение следующего шага.
6 Зубочистку ставим в центр черной точки и выполняем процарапывание от центра цветочка к его краям (как лучики). Если выполнение процарапывания происходит с затруднением, то необходимо повторить пункт 5.
7 Ватной палочкой белой гуашью ставим точки в центр цветов (на то самое место, где до этого были черные). В этот раз нет необходимости набирать на палочку много гуаши.
8 Рисуем бабочек. Их будет три. Две по краям листа, одна в центре. Бабочкам необходимо задать разное направление полета.
Крылатку клёна кладем на салфетку и широкой кисточкой наносим на нее гуашь. Необходимо тщательно прокрасить всю крылатку, без пропусков. Цвет гуаши выбирается по желанию.
9 Кладем крылатку на голубой участок альбомного листа (небо) прокрашенной стороной вниз, прижимаем салфеткой. Если отпечаток получился не совсем четкий, аккуратно корректируем кисточкой. Получаем верхнюю более крупную пару крылышек бабочки.
10 Для получения изображения нижней пары крылышек наносим широкой кисточкой на верхнюю фалангу указательного пальца краску того же цвета. Необходимо проконтролировать, как с этим справились дети, тщательно ли нанесли краску, не вышли ли за пределы фаланги.
11 Выполняем отпечаток пальчиком, получаем изображение первого нижнего крылышка. Повторяем пункт 10 и выполняем отпечаток второго нижнего крылышка. Следим, чтоб нижняя пара крылышек была расположена правильно, без сдвигов в сторону. При неудачном расположении необходимо подкорректировать изображение крылышек кисточкой.
12 Ватной палочкой гуашью черного цвета рисуем одним штрихом туловище бабочки, точкой головку. При рисовании головки обратить внимание на то, чтоб гуаши на палочку набиралось в достаточном количестве.
13 Зубочисткой процарапываем тонкие усики.
14 Ватной палочкой белой гуашью ставим четыре точки по краям крылышек.
15 Шариковой ручкой с отработанным стержнем ставим мелкие белые точки по всем крылышкам.
2 Физкультминутка «Бабочка»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
И нектара всласть поела.
На цветочке посидела,
В лес волшебный улетела.
3 Рисование травы
1 На палитру (салфетку) наносим гуашь темно-зеленого и светло-зеленого цвета. Опускаем в гуашь пластиковую карту, выполняем ей движение вперед-назад, тем самым набирая краску на ребро карты.
2 От нижнего края альбомного листа быстрыми отрывистыми движениями снизу-вверх рисуем траву. Следим, чтобы травинки были расположены не только на зеленом фоне, но и слегка заходили своими кончиками на голубой фон.
III Заключительная часть
Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.
Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать воздушным шариком, крылаткой клёна, было ли им это интересно, сложно ли, хотели бы они еще рисовать, используя новые техники. Если ребятам понравилось, и они захотят нарисовать цветы дома, но не окажется в наличии воздушного шарика, то его можно заменить небольшим целлофановым пакетом, который необходимо слегка надуть и выполнять отпечатки его уголком. При помощи крылатки клёна можно предложить нарисовать самолетик с последующей дорисовкой.
Рисунки собираются, просушиваются, помещаются в личные портфолио кружковцев.