Татьяна КАРПОВИЧ,
учитель математики
ГУО «УПК Подлесский детский сад – базовая школа
Ляховичского района»,
Брестская область
Задачи, стоящие перед школой сегодня, требуют совершенствования учебного процесса, направленного на повышение творческого потенциала учебной деятельности учащихся. Жизнь быстро меняется, поток информации огромен и требования возрастают так быстро, что успевают только те, кто постоянно обучается. Основа обеспечения высокого качества образования – использование эффективных образовательных технологий, интеграция учебного процесса и индивидуализация обучения, организация непрерывного саморазвития и самореализации обучающихся в образовательном процессе.
Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. Интерактивные технологии все больше и больше завоевывают сферу образования. И учебные плакаты сейчас тоже стали интерактивными.
Педагогическая целесообразность использования интерактивного плаката – это наглядность. Наглядность – это необходимое условие для понимания математических понятий. Использование же компьютерных моделей в математике позволяет устранить пробелы в изучении предмета. К тому же, использование анимации оживляет урок и активизирует внимание учащихся.
Именно компьютерные модели и анимации – одна из составляющих интерактивного плаката по математике. Богатый визуальный материал интерактивного плаката – это яркие анимации математических формул, теорем и их применения в процессе решения, что дает преимущество над другими наглядными пособиями и средствами обучения.
С применением интерактивного плаката изменяется и качество получения информации учащимися. Одно дело – учить формулы и теоремы наизусть, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
Интерактивный плакат позволяет использовать новые педагогические инструменты: интерактивность, мультимедиа, моделинг (имитационное моделирование), коммуникативность (возможность непосредственного общения, оперативность представления информации), производительность (эффективность учебной деятельности резко возрастают за счет уменьшения рутинности поиска информации).
В течение 2020/2021 учебного года творческая группа учителей математики Ляховичского района работала над разработкой электронных образовательных ресурсов «Интерактивные плакаты по учебному предмету «Математика» (геометрический компонент, VIII класс).
Перед учителями стояли следующие задачи:
— разработать и систематизировать электронные образовательные ресурсы (интерактивные плакаты) по геометрии в VIIIклассе для проведения учебных занятий;
— координировать действия и организовывать консультации членов творческой группы по вопросам наработки и систематизации электронных образовательных материалов по геометрии;
— создать электронный методический вестник по материалам, наработанным творческой группой учителей математики.
Творческой группой было создано 27 интерактивных плакатов, которые были объединены в единое целое – методический вестник «Интерактивные плакаты по учебному предмету «Математика» (геометрический компонент, VIII класс), с которыми можно познакомиться по ссылке https://cloud.mail.ru/public/pxoo/dgtQsDNtA.
Интерактивные плакаты, созданные средствами редактора презентаций, состоят из набора слайдов, объединенных общей навигационной системой гиперссылок и управляющих кнопок. Внутри одного слайда связи между объектами осуществляются с помощью триггеров.
С помощью интерактивных элементов организуется «режим скрытого изображения», когда при нажатии на интерактивный элемент появляется поясняющий текст, определение, доказательство теоремы, решение задачи или ответ задачи.
Содержание электронного методического вестника размещено на четырёх слайдах.
Каждый слайд содержит главу с параграфами, которые содержат гиперссылки на интерактивные плакаты. Интерактивные плакаты содержат определенные блоки:
— теория;
— понятия;
— формулы;
— интересно знать;
— важно знать;
— видео-урок;
— ключевые задачи;
— проверь себя:
тестовые задания;
игра «верите ли вы»;
задачи по готовым рисункам;
самостоятельная работа;
работа в парах;
дополнительные задания.
С помощью гиперссылок в произвольном порядке учитель или ученик может осуществлять переход по гиперссылкам меню. Каждый тематический блок на своем последнем слайде снабжен кнопкой возврата в основное меню.
Этот электронный образовательный ресурс является отличным помощником как для учителя в процессе проведения урока, так и даёт учащимся возможность лучше усваивать наиболее сложные темы, творчески подходить к решению практических заданий, добывать информацию самостоятельно, оперировать с этой информацией, проверять и закреплять полученные знания. Можно активно использовать интерактивные плакаты в качестве домашнего задания при дистанционном обучении.
Благодаря использованию интерактивных элементов может быть решена одна из важнейших задач, стоящих перед учебными пособиями – привлечение внимания учащихся и его приобщение к активной познавательной деятельности на уроке.