Татьяна КАЗАК,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 27 г. Полоцка»
Витебская область
Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всей умственной деятельности, средство коммуникации. В системе коррекционной работы по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей важное место отводится формированию фонематического восприятия, что положительно сказывается на становлении всех компонентов речевой системы.
Работая учителем-дефектологом более 15 лет, я нахожусь в постоянном поиске методов и приемов эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов. Наиболее удачным считаю использование метода игровых технологий, поскольку игра является ведущей в деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Коррекционную работу по развитию у детей дошкольного возраста фонематического восприятия, я организовываю в следующей последовательности:
1-й этап – узнавание неречевых звуков;
2-й этап – умение выделять звук на фоне слогов, слов;
3-й этап – умение определять место звука в слове;
4-й этап – умение различать слова со сходным звуковым составом;
5-й этап – умение анализировать звуковой состав слов.
Узнавание неречевых звуков
В начале работы в процессе организации игровых упражнений развиваем у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Для этой цели систематизирую и использую в коррекционной работе картотеку игровых упражнений на узнавание неречевых звуков. В картотеку входят 19 игровых упражнений. Наибольший интерес у детей вызывают такие игровые упражнения, как «Шумовые баночки» (для игры используем непрозрачные баночки с разной крупой, ребёнку нужно на слух определить вид крупы) и «Найди игрушку» (ребенок отворачивается, а я прячу игрушку; надо ее найти, ориентируясь на силу ударов в бубен; если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, бубен бьет громко, если удаляется – тихо).
Умение выделять звук на фоне слогов, слов
На втором этапе обучаю детей умению выделять звук на фоне слогов и слов. С этой целью систематизирую и использую в коррекционной работе картотеку игровых упражнений на умение выделять звук на фоне слогов и слов. На этом этапе предлагаю использовать игровые упражнения «Ловушка» (дети «открывают ловушки», т. е. ставят руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки»; даю задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши); «Помоги Тане добраться до дома» (дети выбирали только те картинки, в названиях которых есть определенный звук).
Умение определять место звука в слове
На протяжении третьего этапа старших дошкольников учу определять место звука в слове. Для этой цели систематизировала и использовала в коррекционной работе картотеку игровых упражнений на умение определять место звука в слове. На этом этапе важно обратить внимание детей на различение понятий «первый», «последний». Различение этих понятий закрепляем с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже уточнена.
Наиболее эффективными считаю игровые упражнения «Чудесный мешочек» (ребёнок берёт из мешочка предметную картинку или игрушку, называет её и определяет позицию заданного звука в слове); «Соберём вещи» (в одну сумку нужно положить вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую – в середине и в третью – в конце).
Умение различать слова со сходным звуковым составом
На четвёртом этапе учим детей различать слова со сходным звуковым составом (дифференциация звуков). С этой целью систематизировала и использовала в коррекционной работе картотеку игровых упражнений на умение различать слова со сходным звуковым составом.
На данном этапе вводились упражнения на дифференциацию звуков по следующим признакам:
– твёрдые и мягкие звуки. С этой целью использовала картотеку игровых упражнений на умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки. Детям очень понравилось игровое упражнение «Палочка-выручалочка» (для этого упражнения я использовала «палочку-выручалочку»; называла детям твёрдый звук, а тот, у кого «палочка-выручалочка», – парный мягкий звук; если дети затруднялись подобрать пару, они могли сказать: «Палочка, выручай!»).
– глухие и звонкие согласные звуки. С этой целью использовала картотеку игровых упражнений на умение дифференцировать глухие и звонкие согласные звуки. Очень эффективным было игровое упражнение «Звонкий – глухой» (на карточку с жёлтым прямоугольником выкладывают картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного, а на карточку с сиреневым прямоугольником – картинки, в которых слова начинаются с глухого согласного).
– дифференциация аффрикат и звуков, входящих в их состав. Использовала следующие игровые упражнения: «Найди пару», «Разложи овощи по ящикам».
– дифференциация звуков в слогах. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающихся по глухости – звонкости. Наиболее эффективным было упражнение «Телефон» (я произносила детям слоговые ряды, а дети должны были их повторить, используя телефон).
– дифференциация звуков в словах. Использовала следующие игровые упражнения: «Скажи пару», «Звуковая мозаика», «Разложи картинки» и т.д.
Умение анализировать звуковой состав слов
На пятом этапе обучала детей умению анализировать звуковой состав слова. С этой целью подобрала и использовала в работе картотеку игровых упражнений на умение анализировать звуковой состав слов. Работа по обучению детей умению анализировать звуковой состав слова осуществлялась в определённой последовательности:
– определение количества слогов в словах разной сложности; использовала игровые упражнения «Тучки и капельки», «Цветочный магазин», «Раздели апельсин на дольки», «Поезд» и т.д.
– выделение первого и последнего звука в слове; использовала следующие игровые упражнения: «Определи первый звук в слове», «Цепочка», «Магазин», «Поймай слово за хвост», «Я начну, а ты закончи», «Звукоед».
– выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения; «Поймай слово», «Найди нужное слово», «Самый внимательный».
– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий); «Разноцветные мячи», «Назови братца», «Покажи кружок нужного цвета».
– определение места, количества, последовательности звуков в слове; «Гусеница» (ребенок выкладывает из деталей гусеницу; количество деталей –сколько звуков в заданном слове; затем он вытаскивает из двух карточек (на одной изображена голова гусеницы, на другой хвост) одну и называет первый звук в слове или последний в зависимости от картинки), «Живые звуки», «Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам», «Позовем звуки домой», «Подбери схему к картинке», «Подбери картинку к схеме», «Кубик», «Слово рассыпалось», «Поймай звуки», «Прочитай слово по первым звукам картинок».
– творческие задания (например, придумать слова с заданным звуком).
Применение игровых упражнений в работе по формированию фонематического восприятия с детьми дошкольного возраста позволяет мне повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями, организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребёнку в усвоении школьной программы.