Татьяна КАТИЧЕВА,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 4 г. Рогачева имени В.С.Величко»,
Гомельская область
Реалии современной белорусской школы таковы: учащийся – это главное действующее лицо всего процесса обучения, а главное для учителя – успешные ученики. Сегодня недостаточно на уроке просто дать знания, необходимо создать условия для фиксации нового материала и его применения, которые бы стимулировали личностный рост человека. Поэтому для реализации познавательной и коммуникативной активности учащихся на уроках химии я использую интеллект-карты, которые позволяют продуктивно использовать учебное время и сократить долю репродуктивной деятельности на уроке за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Важно отметить, что интеллект-карта обладает особенностями представления изучаемой информации по сравнению с обычными схемами:
– концентрация внимания направлена на конкретные вопросы (видна целостная картина урока перед глазами и значимость каждой идеи; учащимся легче выделить главные идеи и проговорить их вслух);
– использование разных цветов и многомерность представления помогает запомнить материал намного быстрей и эффективней, способствует творческому подходу к трансляции своих учебных достижений;
– древовидная форма позволяет легко вносить редактирование в ходе дискуссий между учащимися и дополнять ее новой информацией, при этом нет необходимости что-то вычеркивать;
– интеллект-карту на уроке не обязательно представлять в готовых вариантах, можно создавать ее в течение всего урока, дополняя по мере раскрытия темы, при этом активизируя творческое и логическое мышление через групповое взаимодействие детей.
В своей педагогической практике я выделила ряд принципов, необходимых для правильного построения интеллект-карт на уроках химии.
1 Рисование интеллект-карт в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее «mindmaping» и затруднит движение взгляда по информации.
2 Ключевой объект располагается в центре листа и от него отходят главные ветви (изогнутые, живые), на которых написаны слова, формулы. От них отходят менее значимые ветви, с менее значимыми понятиями, которые должны быть также взаимосвязаны.
3 Каждое слово в «карте ума» содержит много возможных ассоциаций, поэтому для лучшего запоминания обязательно использование рисунков. Это могут быть не только химические формулы, но и другие знаки, «смайлики», позволяющие невербальным способом передать информацию.
4 Активное использование цвета при рисовании интеллект-карт. Цвет – это мощный инструмент восприятия для подростка, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно.
Использование этих принципов при создании интеллект-карты повышает занимательность и привлекательность процесса обучения. Как правило, впоследствии для комментирования информации с интеллект-карты ученику даже не нужно будет читать, что там написано, достаточно будет пробежаться по рисункам – и необходимая информация всплывет в памяти. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что способствует продуктивному запоминанию материала.
Моя стратегия по обучению учащихся работе с интеллект-картами предполагает четыре этапа:
– знакомство учащихся с интеллект-картой и правилами ее создания;
– освоение метода интеллект-карт учащимися в ходе активного коммуникативного взаимодействия;
– осмысление («принятие») интеллект-карты с обязательным обсуждением (в группе или в парах, в парах сменного состава);
– самостоятельное выполнение карт и их использование при выполнении домашних заданий.
На первом этапе интеллект-карта используется в качестве наглядного пособия, составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала. При этом важно не просто представлять законченный вариант карты, а создавать ее с учащимися, стараясь включить всех ребят в полилог. Например, в 7-м классе при изучении темы «Явления физические и химические. Признаки химических реакций» на этапе закрепления знаний можно предложить учащимся составить интеллект-карту, которую они должны завершить в ходе выполнения у доски демонстрационных экспериментов с фронтальным обсуждением (Приложение 1). В процессе этой работы у ребят формируется умение строить последовательную систему устного ответа на уроке с применением химического языка знаков и формул.
Важным этапом освоения технологии составления интеллект-карт является групповая работа по их созданию. Для того чтобы избежать инертности в восприятии учебного материала, необходимо применять на уроках различные виды интеллект-карт. Так, при изучении в 8-м классе темы «Кислоты. Состав и классификация кислот» на этапе актуализации знаний предлагаю учащимся составить интеллект—карту текста, которая позволяет понять и запомнить строение кислот и воспроизвести его в нужный момент по зрительному образу (Приложение 2). В ходе обсуждения групповых интеллект-карт у учащихся формируются умения работать сообща и корректно вести беседу, они учатся представлять результаты своих учебных достижений.
Карта правила, как показала практика, позволяет ускорить не только процесс запоминания правил, но и формирование навыков их практического применения. Традиционно, при изучении темы «Окислительно-восстановительные реакции» в курсе 8-го класса на уроке учащиеся не только составляют интеллект-карту, но и выполняют тренировочные задания в парах сменного состава по принципу «равный обучает равного». В ходе урока с применением интеллект—карт правила ребята учатся аргументировать свой выбор и слушать мнения оппонентов (Приложение 3).
Важным этапом вводного урока в начале учебного года становится совместная работа по составлению интеллект—карты учебника. При системном использовании таких карт на разных этапах урока учитель способствует формированию у ребят умения грамотно объяснить взаимосвязь между классами веществ, состав и свойства новых соединений, конструктивно дискуссировать друг с другом на языке химической науки при постановке гипотез или выводов.
При повторении основных вопросов курса химии 8-го класса для учащихся девятых классов наиболее эффективным средством обобщения пройденного материала выступают интеллект—конспект—карты. Они построены по принципу «одна тема – один разворот», что полностью соответствует возрастному уровню школьников и отвечает на их реальные вопросы. Данный вид интеллект-карт можно использовать как демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к централизованному тестированию в третьей ступени обучения. Работа с данными интеллект-картами способствует формированию у учащихся умения внимательно слушать собеседника и правильно задавать вопросы по ходу повествования (Приложение 4).
В основу составления интеллект-карт вопроса входит систематизация ключевых вопросов – основных и производных. Для этого учащимся необходимо в процессе диалога разбить изучаемый материал на части, научится слушать вопросы друг друга, свои мысли переводить в конкретную внешнюю форму. В процессе составления данных интеллект-карт у ребят формируется связанная монологическая речь, умение организовать обсуждение в группе и конструктивно осуществлять комментирование.
В дальнейшем, при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, можно перейти к последнему этапу: составлению индивидуальных интеллект-карт.
Карта мышления представляет собой систему из нескольких интеллект-карт. Она позволяет выстроить цепочку из целей, а в перспективе спланировать долгосрочную деятельность учащихся. При этом ребята работают как на уроке (перерабатывают раздаточный материал), так и дома по индивидуальным творческим заданиям.
В своей педагогической практике я использую построение учащимися интеллект—карты мышления на начальном этапе внеурочной учебно-исследовательской деятельности. На мой взгляд, это способствует развитию не только коммуникативных, но и организаторских умений у учащихся.
Я выделила ряд важных условий, необходимых для эффективного формирования коммуникативных умений на уроке химии при составлении интеллект-карт:
– создание в начале урока доброжелательной атмосферы творчества и сотрудничества;
– организация всех этапов урока на основе личностно-деятельностного подхода в процессе обучения химии;
– эффективное взаимодействие учащихся через организацию разнообразных форм работы на уроке;
– правильная организация рефлексии на уроке посредством построения интеллект-карт.
Важно отметить, что составляя интеллект-карту, ученик рисует свое понимание информации. И я, как учитель, своевременно выявляю недочеты, ведь деятельность ученика на любом этапе урока становится наблюдаемой. На мой взгляд, работая с интеллектуальными картами, учащийся движется по собственной образовательной траектории от простых операций (сравнение, наблюдение) к умению транслировать собственные достижения в коллективе. Составление интеллект-карт на уроке, по сути, является деятельностью интеллектуально-творческой, которая стимулирует активность даже низкомотивированных учащихся, создает возможность для эффективного общения всех участников процесса обучения.
Приложение 1
Интеллект-карта «Явления физические и химические. Признаки химических реакций»
Приложение 2
Интеллект-карта «Кислоты. Состав и классификация кислот»
Приложение 3
Интеллект-карта «Окислительно-восстановительные реакции»
Приложение 4
Конспект-карта «Смеси веществ»