В материале автор рассказывает о пользе использования музыкально-ритмических игр с ускорением на занятиях по хореографии, приводит конкретные примеры игр.
Александра СОРОЧИНСКАЯ,
музыкальный руководитель
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область
Мы, педагоги, имеем прекрасную возможность развивать у детей музыкальные, двигательные, танцевальные, творческие способности, память, внимание и скорость реакции с помощью музыкально-ритмических игр с ускорением. Такие занятия всегда приносят радость и погружают ребёнка в сюжет.
Перед началом игры с ускорением я всегда чётко объясняю и показываю каждое движение, прошу внимательно и не спеша повторить. Важно, несмотря на нарастающий темп, развивать у ребёнка умение ритмично исполнять каждое движение, не «смазывать» его. Стараюсь выбирать простые, но в то же время увлекательные танцы-игры с ускорением, чтобы ребятам было интересно и весело подвигаться и потанцевать. Вот некоторые из них.
Игра «Мы пойдём налево…» (исполнители группа «L35»)
Дети встают в круг, взявшись за руки.
Мы пойдём налево – движение по кругу налево – три притопа.
Мы пойдём направо – движение по кругу направо, три притопа.
Два раза повернёмся – руки на поясе, два кружения на месте.
Потянемся, проснёмся – встать на носки, потянуться руками вверх.
Попрыгаем на месте – руки на поясе, 4 прыжка на двух ногах.
Шагнём вперёд все вместе – шаг с правой ноги к центру круга.
Обратно, как пингвины, покатимся на льдине – руки прижать к бёдрам, ноги в первой позиции, отойти назад.
И руки поднимем, опустим, поднимем, опустим, поднимем – руки то вверх, то вниз.
Да! И друга обнимем! – обнимаем своего партнёра по танцу.
Игра «Как живёшь?»
Дети стоят в кругу или врассыпную.
– Как живешь? – ноги в шестой позиции, наклон вперёд, с расставленными в стороны руками.
– Вот так! – показать большие пальцы.
– Как идешь? – ноги в шестой позиции, наклон вперёд, с расставленными в стороны руками.
– Вот так! – шаг на месте.
– Как бежишь? – ноги в шестой позиции, наклон вперёд, с расставленными в стороны руками.
– Вот так! – бег на месте.
– Ночью спишь? – ноги в шестой позиции, наклон вперёд, с расставленными в стороны руками.
– Вот так! – сложить две руки под правое ухо.
– Как берешь? – ноги в шестой позиции, наклон вперёд, с расставленными в стороны руками.
– Вот так! – прижать две руки к груди.
– А даешь? – ноги в шестой позиции, наклон вперёд, с расставленными в стороны руками.
– Вот так! – вытянуть две руки вперёд, ладонями вверх.
– Как шалишь? – ноги в шестой позиции, наклон вперёд, с расставленными в стороны руками.
– Вот так! – в свободной форме покривляться.
– А грозишь? – ноги в шестой позиции, наклон вперёд, с расставленными в стороны руками.
– Вот так! – грозим указательным пальцем.
– Как скачешь? – ноги в шестой позиции, наклон вперёд, с расставленными в стороны руками.
– Вот так! – прыжки на месте.
– А плачешь? – ноги в шестой позиции, наклон вперёд, с расставленными в стороны руками.
– Вот так! – трём кулаками возле глаз.
– Топаешь? – ноги в шестой позиции, наклон вперёд, с расставленными в стороны руками.
– Вот так! – топающий шаг на месте.
– Хлопаешь? – ноги в шестой позиции, наклон вперёд, с расставленными в стороны руками.
– Вот так! – хлопки.
В каждой музыкально-ритмической игре с ускорением – доступный и понятный текст, поэтому подобрать движения для педагога не составляет особого труда. Предлагаю ещё игры-танцы с нарастающим темпом, которые часто используются на занятиях хореографии в нашем дошкольном центре: «Да-да-да, сказала голова», «А на улице мороз», «Ёлочки-пенёчки», «У оленя дом большой», «Три хлопка», Чударики «Самолёт», «Помоги маме», «Готовим пельмешки», «Ходят ёжики в туман», «Снег руками нагребаем, лепим, лепим ком большой!»
Все эти игры включают в себя разнообразные движения, которые развивают ловкость, подвижность и внимание. Их можно использовать в любой части занятия: как для обучения, так и для снятия эмоционального напряжения. Мой опыт работы показал, что использование музыкально-ритмических игр с ускорением способствует в дальнейшем быстрому усвоению и запоминанию новых танцевальных движений.