Светлана КЕТКО,
учитель информатики
ГУО «Гимназия № 1 г. Дятлово»,
Гродненская область
Мы живем в мире постоянно нарастающего потока информации. Наши учащиеся – активные члены информационного общества. Меняется и роль педагога – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимися.
В современных условиях одной из главных задач образования является не просто получение учащимися определённых знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях. В то же время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Причин этому достаточно много: и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. Как в современных условиях разбудить в учащихся желание учиться? А.Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать».
Можно выделить мотивы, которые могли бы способствовать активизации познавательной деятельности: во-первых, учащихся всегда привлекает новизна заданий, следовательно, характер самой деятельности должен обладать этим качеством; во-вторых, интересно узнавать что-либо самостоятельно, добывая материал, используя все возможности современного мира, в том числе источники интернета; в-третьих, современный ученик задает себе вопрос: «Зачем мне это надо?», – поэтому следующим условием развития мотивации является практическая значимость и польза знаний для самих школьников.
Данной совокупности перечисленных условий соответствуют возможности компьютерных технологий и, в частности, технология web-квест, которая опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового.
Web-квест (webquest) в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
В классическом варианте web-квест – не что иное, как способ организации проектной деятельности учащихся. Как и любой проект, он может предполагать индивидуальную и совместную работу, может быть растянут на весь учебный год или ограничен спаренными уроками.
Web-квест включает в себя три основных элемента, которые отличают его от простого поиска информации в интернете:
1) наличие проблемы, которую нужно решить;
2) поиск информации по проблеме осуществляется в интернете группой учащихся, где каждый имеет четко определенную роль и в соответствии с ней вносит вклад в решение общей проблемы;
3) решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.
Принципиальной особенностью web-квеста является предоставление учителем списка конкретных сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Благодаря действующим гиперссылкам, учащиеся работают в едином информационном пространстве. Им дается задание собрать материалы в интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть учащиеся могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами.
Технология web-квест позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения:
– наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве;
– мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых и анимационных эффектов;
– интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность учащимся полнее раскрывать свои способности.
Вначале необходимо было сформировать у учащихся информационные компетенции, так как обзор информационных источников является одним из составляющих проектно-исследовательской работы, творческого домашнего задания. Развитие умения работать с источниками информации – одно из основных универсальных учебных действий.
Для этого на различных этапах урока применялись следующие виды деятельности:
– знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.) в 6-м классе;
– обучение различным способам работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.) в 11-м классе;
– технические навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. в 6-м и 7-м классах;
– владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, интернет-ресурсы, и т.п.) во всех классах;
– критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.) в 9-м классе;
– умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Наблюдения показали, что обучающиеся не всегда умеют правильно оформлять результат своей деятельности, поэтому следующим этапом было обучение способам презентации результата своей работы. Для этого на уроках формировались умения работать с сервисами Web 2.0. (инструментами Google, сайтами Google, коллективной газетой wikiwall.ru, интерактивным плакатом thinglink.com и другими).
Процесс работы с web-квестом включает формирование навыков самостоятельной работы. С этой целью нами применялись различные виды самостоятельных работ:
– самостоятельные работы по источнику и методу приобретения знаний (работа с книгой, решение и составление задач, практические работы, подготовка докладов, рефератов, работа в интернете);
– самостоятельные работы по форме выполнения (устные и письменные);
– самостоятельные работы по месту выполнения (классные и домашние).
Большое внимание также уделялось обучению сотрудничества, развитию навыков групповой работы. На уроках систематически применялись следующие виды групповой деятельности:
– кооперативная (разные группы выполняют отдельные части общего задания);
– индивидуализированная (каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность);
– дифференцированная (состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся).
При организации групповой работы учитывались следующие особенности учащихся:
– уровень усвоения необходимых знаний и умений;
– способности и интерес к изучению учебного предмета.
В процессе работы над web-квестом распределяются роли в группе, что дает практически каждому обучающемуся успешно проявить себя в ходе обсуждений, в выработке совместных решений; корректируется уровень знаний по предмету, развивается способность к самостоятельной работе, проявляются лидеры-координаторы.
В ходе обсуждения участники группы имеют возможность высказывать собственные предположения о характере работы, предлагать пути решения возникающих в ходе выполнения проекта задач и оценивать свои силы. Кроме того, групповая деятельность позволяет снижать уровень тревожности учащихся, страх оказаться неуспешным, а также позволяет приобрести опыт ведения диалога, умение аргументировать свою точку зрения, что немаловажно на современном этапе развития общества.
Следующим этапом работы стало создание и проведение целых уроков по технологии web-квест. Приведем несколько примеров.
Урок «История вычислительной техники» позволил углубить и расширить представления учащихся о периодах развития вычислительной техники, различных поколениях ЭВМ, об ученых, внесших вклад в развитие техники, и о возможных перспективах дальнейшего её развития. Участники проекта получили хороший опыт в поиске и переработке информации в сети интернет, научились грамотно представлять её и затем публично защищать. Урок позволил развивать у учащихся навыки совместной деятельности и чувство ответственности за команду.
Урок по теме «Такие разные шифры» был призван обобщить и систематизировать знания основных понятий: код, кодирование, криптография. Учащиеся смогли отработать умения читать шифровки и шифровать информацию. Урок развивал познавательную деятельность и творческие способности учащихся, формировал логическое и абстрактное мышление, способствовал умению применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Урок «Таблицы помогают считать» помог усвоить материал темы, показал сферы применения электронных таблиц в современном обществе. Квест помог учащимся систематизировать знания по изучаемой теме. Учащиеся находили разные способы решения проблемной ситуации, определяли наиболее рациональный вариант выполнения задания, обосновывали свой выбор. Защита готового проекта помогла осмыслить изученный материал, способствовала развитию умений и навыков публичного выступления.
Урок «Алгоритмы» познакомил с основными способами записи алгоритмов. Учащиеся на примере сказок составили основные алгоритмические конструкции: последовательность, ветвление, повторение. Защита выполненных работ помогла шестиклассникам образно представить систему алгоритмических конструкций. Нестандартный урок способствовал возрастанию интереса к предмету. И как результат урока – группа учащихся из шести человек попросила дополнительные занятия во внеурочное время с целью изучения алгоритмизации.
Использование технологии web-квестов в урочной деятельности способствует повышению мотивации к изучению предмета, активизации познавательной активности, помогает наглядно представлять ситуационные задачи.
Повышение мотивации к изучению предмета подтверждается увеличением количества участников всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиад (гимназисты ежегодно и, главное, результативно принимают участие в республиканской олимпиаде по криптографии, творческих конкурсах, что дает возможность учащимся раскрывать свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы).
Системное использование элементов web-квестов на уроках информатики позволяет:
– обеспечить развитие и саморазвитие личности учащегося на основе выявления его индивидуальных особенностей;
– повысить эффективность процесса обучения, сделать его гибким и целенаправленным, а также способствует развитию творческих и познавательных способностей учащихся;
– развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету и навыки работы с учебными программными средствами, формировать умение самостоятельно работать;
Технология web-квестов очень эффективна и как форма организации внеурочной деятельности учащихся.
Одним из первых нами был реализован web-квест «Чтение с увлечением» (https://sites.google.com/site/knigadetskaya/). Он предназначен для повышения интереса учащихся 4–5-х классов к чтению художественной литературы, знакомства с личностями писателей, для расширения общего кругозора. Выполняя различные интерактивные задания web-квеста, школьники учились критически мыслить, решать сложные проблемы, самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию, учились распределять обязанности в коллективе. Web-квест позволил в игровой форме привлечь учащихся к активному ежедневному чтению. Материалы проекта были направлены на формирование творческой личности, способной на самопознание и на саморазвитие. Этот web-квест был отмечен дипломом 2-й степени IX республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».
Семейный интеллектуальный web-квест «В субботний вечер» объединил детей и родителей. Вместе они прошлись по этапам творческих, интеллектуальных, познавательных, интересных заданий. Равноправными участниками стали и родители, и дети. Мы убедились, что совместное субботнее интеллектуальное соревнование укрепило семейные взаимосвязи и раскрыло лучшие личностные качества каждой семьи.
Использование технологии web-квестов во внеклассной работе по информатике способствовало активизации познавательной деятельности, развитию интеллектуальных способностей учащихся, навыков аналитического и творческого мышления, расширению кругозора. Примером является web-квест «По следам Шерлока Холмса» https://kodminsk.blogspot.com/.
Широко применяется эта технология в работе классного руководителя. Примеры web-квестов
Преподаватель, создающий web-квест, должен обладать высоким уровнем компетенций: предметной, методической и информационно-коммуникационной.
Технология web-квеста носит универсальный характер и может быть использована в целях развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, умений из различных источников. Кроме того, использование web-квестов способствует повышению мотивации к самообучению, формированию новых компетенций, реализации креативного потенциала, повышению личностной самооценки, автономности и самостоятельности, развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Список использованных источников
1 Гольдин, А. М. Образование 2.0: взгляд педагога // «Компьютерра». – 2009. – № 44.
2 Смирнов, Е.А. Сервисы Google и учебный процесс в современной школе // Информатика в школе. 2012. № 4.
3 Тюгаева, Е.В., Ковалёва И.Ю. «Информационные технологии как универсальные инструменты для решения задач географического образования» // Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникативные технологии в образовании» : Екат., ИРО, 2012 г.
4 Романцова, Ю. В. «Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/513088/
5 Новикова, А.А. «Технология веб-квестов как средство развития медиаграмотности учащихся» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : /http://media.miu.by/files/store/items/iot/5/iot_5_2006_13.pdf