Нина ТЕРЕШКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г. п. Кореличи»,
Гродненская область
Программные задачи: формировать представления детей о транспорте, его назначении, основных частях, среде передвижения; совершенствовать умение самостоятельно составлять описательные рассказы об автомобилях, используя схему-модель; развивать творческое воображение, мышление, речь детей; закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта; совершенствовать умение анализировать, делать выводы; развивать коммуникативные умения и навыки: умение согласовывать свои действия друг с другом, выслушивать взрослого и сверстника.
Материал и оборудование: мольберт, сюрпризная коробка, карточки-схемы для создания графической схемы «Паучок», схема для составления описательного рассказа, модель составления загадок, модель создания лимерика, микрофон, картинки с изображением различного транспорта, игрушечный автомобиль.
Предварительная работа: загадывание и составление загадок о различных видах транспорта, составление лимериков с опорой на наглядную модель, чтение рассказов по теме, стихов о машинах, рассматривание картинок с изображением различного транспорта; прогулки по улицам посёлка (повторение правил дорожного движения, виды и марки машин).
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга.
Игра “Друзья” (Дети выполняют движения согласно тексту и все вместе произносят эти слова).
Эй, дружочек, не ленись,
Своим соседям улыбнись,
Своим соседям поклонись,
Своим соседям подмигни,
Своих соседей обними,
Своим соседям руки дай
И вместе с ними пошагай.
С друзьями вместе пошагай
И скажут все вокруг не зря,
Что все мы – лучшие друзья!
Воспитатель (В.): Ребята, у меня для вас подарок, а какой – угадайте:
Он питается бензином,
Обувается в резину,
Возит грузы и людей –
Заводи его скорей!
Может бегать далеко,
Вам узнать его легко! (Машина, автомобиль).
В.: А почему вы думаете, что в загадке говорится именно о машине? Докажите это. Воспитатель проводит работу с детьми, используя графическую схему «Паучок». В центре схемы схематическое обозначение машины – это туловище паучка, а ножки – это факты, подтверждающие предположение детей.
В.: Случилась беда! Грузовичок, который я собиралась подарить вам, сломан! (Достаёт из сюрпризной коробки силуэт картонного грузовичка). Какой-то злодей просто раздавил его! Кто же это мог сделать? (Предположения детей).
Игра-эмпатия «Сломанный грузовичок» (Детям предлагается превратиться в заданный объект и рассказать о своих чувствах).
В.: Но мы с вами не простаки. Давайте попробуем собрать грузовичок из частей.
Дидактическая игра «Собери автомобиль» (Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика).
В.: Какая красивая получилась машина, но с ней неудобно играть. Почему? (Воспитанники высказывают своё мнение.)
В.: У меня есть волшебный прибор – «смехотрон». (Достаёт ящик с двойным дном). Этот прибор может выполнить наше желание, но для этого мы должны рассказать, что умеет делать автомобиль.
Игра «Что умеет делать автомобиль» (Воспитанники перечисляют действия объекта и закладывают детали автомобиля в «смехотрон»).
В.: Работает этот прибор только от звонкого ребячьего смеха. (Дети смеются. Воспитатель достаёт из «волшебного» прибора игрушечный грузовик). Вот это да! Действует! Посмотрите, какой красивый грузовичок у нас получился!
В.: А теперь подумайте и скажите, чем хорош (плох) грузовик?
Игра «Хорошо – плохо» (Дети перечисляют отрицательные и положительные свойства объекта).
В.: Посмотрите, в кузове грузовичка лежат какие-то картинки. Давайте их рассмотрим. (Воспитанники называют объекты, нарисованные на картинках). Как назвать одним словом все эти объекты? (Транспорт.)
В.: Чтобы транспорт мог возить людей и грузы, им должен кто-то управлять.
Дидактическая игра «Назови профессию»
— Как называют человека, который водит автобус, автомобиль? (Шофер).
— Кто управляет самолётом? (Летчик).
— Кто управляет поездом? (Машинист).
— Кто летает на ракете? (Космонавт).
— Кто управляет кораблём? (Капитан).
— Кто управляет трактором? (Тракторист) и т.д.
Физкультминутка «Летает – плавает – ездит» (Воспитатель раздаёт воспитанникам картинки. Дети под музыку имитируют движение транспорта. Когда музыка заканчивается, воспитанники занимают место возле схематического знака, отражающего способ передвижения транспорта, изображенного на картинке).
В.: Понравилось вам путешествовать? А я увидела столько интересного и даже успела зарисовать. Хотите посмотреть?
Игра «На что похоже» (Воспитатель показывает картинки, на которых схематически что-то нарисовано. Воспитанники перечисляют объекты, похожие на данное изображение).
Составление описательного рассказа по схеме
В.: Ребята, рассмотрите хорошенько наш красивый грузовичок. Опишите его, используя нашу схему:
В.:В кузове грузовичка находятся очень интересные задания для вас (Дети выполняют дифференцированные задания в подгруппах).
1-я подгруппа воспитанников – составляет лимерик о грузовичке, пользуясь моделью:
1-я строчка | Жил-был (объект) |
2-я строчка | Какой? |
3-я строчка и 4-я строчка | Действие и взаимодействие с другими объектами |
5-я строчка | Вывод |
2-я подгруппа воспитанников составляет загадки о транспорте с помощью наглядной модели:
На что похоже? | Чем отличается? |
Игра-рефлексия «Микрофон» (Воспитанники, передавая друг другу микрофон, высказываются о положительных и отрицательных моментах занятия).