Людмила БОБОВИК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгонь»,
Гродненская область
Учащимся начальной школы свойственно наглядно-образное мышление, поэтому для формирования понятий необходимо использовать наглядность с элементами абстракции, которая в значительной мере присутствует в схеме. Образ-схема помогает не только оперативно провести повторение и обобщение без перегрузки письменными заданиями, но и способствует более лёгкому усвоению сложной системы русского языка, развитию абстрактного мышления и зрительного восприятия ребёнка.
На начальном этапе схема может иметь вид динамического рисунка. Именно с этой позиции ввожу во 2-м классе тему «Предлог» через схему. На первом же уроке не просто называются «маленькие» слова в, на, из, до, к, от, а они иллюстрируются. Например, предлог в выглядит так:
Притом, показав примеры первых рисунков-опор, включаю учащихся в активную познавательную деятельность, предложив самостоятельно изобразить другие предлоги.
Для закрепления выполняются упражнения с опорными схемами.
1. Выписать словосочетание с предлогом и нарисовать схему.
2. Придумать словосочетание с предлогом согласно схеме.
3. В тексте вместо словосочетаний с предлогами нарисовать схемы.
4. Найти в тексте все предлоги, соответствующие вопросу, например, «где?», и нарисовать схемы.
5. Среди предлагаемых схем найти «лишнюю», объяснить свой выбор.
6. Составить рассказ на определённую тему, употребив как можно больше предлогов, обозначенных на схемах.
В упражнениях, предложенных в учебнике, также необходимо использовать схемы-опоры. Именно такая подача материала позволяет добиться правильного написания предлогов, даже таких сложных, как «из-за», «из-под» и сформировать устойчивые знания не только по теме «Предлог», но и по теме «Приставка».
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ-РИСУНКИ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»