«Педагог – это призвание, от которого я получаю истинное удовольствие», – признаётся учитель русского языка и литературы высшей категории средней школы № 41 Гомеля Татьяна Бердычевец. В прошлом году она отметила 30-летие профессиональной деятельности. Более 25 лет работает учителем и сестра героини – Елена Барановская. А общий стаж педагогической династии Барановских – Бердычевец – Пранкевич составляет 209 лет. При встрече Татьяна Вадимовна рассказала, как росла в семье учителей и что значит быть настоящим педагогом.
Родилась Татьяна Вадимовна в городе Речице Гомельской области в семье учителей Вадима Флоровича и Елены Ивановны Барановских.
– Я была вторым ребенком, долгожданной девочкой, поэтому меня холили, любили, жалели. Все прелести учительской жизни видела и впитывала с тех пор, как стала осознавать себя. Особенно любила слушать, как бабушка рассказывала сказки и цитировала произведения русской литературы наизусть. Детство у меня было самым радостным, самым благостным, воспоминания о нем греют мою душу до сих пор.
А началась педагогическая династия Барановских – Бердычевец – Пранкевич с дедушки героини – Флора Ивановича Барановского. Он работал в гимназии, преподавал математику, языки, какое-то время был директором. Бабушка Софья Иосифовна – учитель начальных классов. Родители героини преподавали физическую культуру и спорт. Оба они имеют высшую квалификационную категорию и столетний педагогический стаж на двоих. За время работы подготовили немало победителей спортивных соревнований от районного до республиканского уровня. Отец награждён медалью «За трудовые заслуги». Многие выпускники до сих пор вспоминают их уроки физкультуры, на которых спортивные упражнения Вадим Флорович и Елена Ивановна демонстрировали сами.
Из троих детей в семье две девочки – Татьяна и её сестра Елена – также выбрали учительскую стезю. Елена Вадимовна преподает географию в Речицкой районной гимназии. Только брат Андрей Барановский не стал педагогом. Зато династию продолжила дочь Татьяны Вадимовны Екатерина Пранкевич. Сегодня она работает учителем английского языка и параллельно получает второе высшее образование по специальности дефектология.
– Сказать, что стать учителем было мечтой всей моей жизни, я не могу. В детстве, как и любая девочка, я мечтала стать и актрисой, и стюардессой, и проводницей. Но, наверное, сказалось бабушкино влияние. Когда я заканчивала школу, думала, где могу себя проявить больше всего. И выбрала педагогическую специальность, о чем, кстати, никогда не жалела, потому что мне нравится моя работа, я чувствую себя на своем месте и получаю от этого истинное удовольствие.
Говоря о своей профессии, Татьяна Вадимовна заметно воодушевляется. Видно, что она искренне любит своих учеников и предмет, который преподает.
– Литература – это кладезь народной мудрости, я очень люблю глубину литературы, стремлюсь показать её современным детям, которые читают мало, поверхностно. Стараюсь научить анализировать тексты, видеть их красоту, выстраивать предложения. Уроки литературы хороши тем, что можно использовать само чтение. Детям нравится, когда учитель читает, текст звучит. Очень часто в процессе чтения дети улавливают какие-то моменты, которые взрослый уже не видит и не слышит. В старших классах использую всевозможные виды анализа литературного произведения – глубокое, пристальное рассматривание. Как ни странно, сложно сейчас современным детям учить наизусть. Возможно, потому что объём памяти несколько уменьшается от того, что все время они смотрят в экран, и там ничего не нужно запоминать. Но тем не менее иногда учат охотно и рассказывают так выразительно, что удивляешься и радуешься.
Героиня признается, что практически всё свободное время она тратит на подготовку к урокам, классное руководство, участие в исследовательских и творческих конкурсах. «Когда работаешь учителем, то хобби – это тоже работа учителем», – говорит Татьяна Вадимовна. Однако тут же вспоминает, что в последнее время ей очень нравится сажать цветы на новой даче, заниматься её дизайном и благоустройством. Потомственный учитель любит готовить, баловать близких чем-то вкусненьким, проводить с ними свободное время. Всё её внимание, которое не отдано работе, отдано близким людям.
– Счастье в том, чтобы тебя понимали, как говорится в известном фильме, ставшем классикой. Когда есть взаимопонимание, сплочённость душ, тогда и семейное счастье складывается, – считает Татьяна Вадимовна, – а еще современным людям не хватает умения слушать и слышать друг друга.
Героиня убеждена, что лучший метод воспитания – это собственный пример.
– Нас трое детей в семье, и родители до сих пор являются для нас образцами поведения и первыми учителями в любом смысле слова. Я училась в школе, где работали родители, поэтому чувства сверхответственности, добросовестности воспитывались с детства. Причём это не было так, что сажали напротив и говорили, так делать нельзя, а так делать можно. А все это демонстрировалось путём собственного примера.
30-летие профессиональной деятельности – прекрасный повод оглянуться назад, подвести итоги и построить планы на будущее. За плечами учителя русского языка и литературы высшей категории Татьяны Бердычевец – сотни благодарных учеников, которым она открыла путь в большую жизнь, многие из них также стали учителями. Труд педагога неоднократно был отмечен на городском, областном и республиканском уровне благодарностями и почетными грамотами. Не осталась без внимания и активная общественная деятельность Татьяны Вадимовны. При этом она, как любая женщина, продолжает верить в чудо, надеется на исполнение мечты и желает коллегам здоровья, успехов, радости, счастья, любви.