Марина ВАСИЛЮК,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 36 г. Гродно с польским языком обучения»
Цель: закрепление умения учащихся различать звуки [б] – [б’], [п] – [п’], буквы Б – П в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
Задачи:
– закреплять понятия звонкий, глухой согласный;
– упражнять в сравнении, различении звуков [б] – [п], [б’] – [п’] в словах, словосочетаниях, предложениях с опорой на их артикуляционные признаки;
– закрепить соотнесение глухих звуков [п] [п’] с буквой П, а звонких [б] [б’] с буквой Б;
– формировать умение составлять словосочетания;
– развивать зрительное и слуховое внимание, фонематические процессы, логическое мышление;
– совершенствовать навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слов;
– обогащать словарный запас учащихся;
– формировать навыки самоконтроля.
Оборудование: карточки со всеми заданиями, ребусы, зашифрованные пословицы, символы для обозначения звуков [б] – [п], [б’] – [п’], тетради.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
2 Знакомство с темой занятия
– Определение звука, повторяющегося в двустишии:
Павел Петрович пошёл погулять,
Поймал перепёлку, понёс продавать.
– Одинаково ли звучит звук «п» в словах?
– Определим звонкий или глухой этот звук (приложим ладошку к горлышку).
Слушаем второе двустишие:
Белые бараны
Били в барабаны.
– Одинаково ли звучит звук «б» в словах?
– Определим звонкий или глухой этот звук (приложим ладошку к горлышку).
– Итак, сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки [б] – [п] ([б’] – [п’] и буквы Б – П.
– Если вы заметили, то в обоих стихотворениях все слова начинаются с одной и той же буквы. Такие стишки называются тавтограммы.
II Основная часть
1 Сравнительная характеристика звуков. Выбор символов для обозначения звуков
– Рассмотрите символы, подходящие для звуков [б] – [б’], [п] – [п’]. Определите, какой символ, к какому звуку относится. Перечислите характеристики звуков [б] – [б’], [п] – [п’].
Звук [б]: согласный, парный, звонкий, твёрдый, для обозначения используем синий звонок.
Звук [б’]: согласный, парный, звонкий, мягкий, для обозначения используем зелёный звонок.
– Сколько звуков обозначает буква Б?
Звук [п]: согласный, парный, глухой, твёрдый, для обозначения используем синий наушник.
Звук [п’]: согласный, парный, глухой, мягкий, для обозначения используем зеленый наушник.
– Сколько звуков обозначает буква П?
2 Звуковой анализ слов
– Сегодня мы продолжим работу по различению звуков [б] – [п] ([б’] – [п’] .
Игра. «Повтори, не ошибись»:
Барабан – бутылка – парта – булка – полка – бегемот
Коробок – посуда – карта – батон – пилот.
3 Развитие фонематического восприятия, навыков слогового анализа
Поднимите символы, если услышите соответствующие им звуки
Слоги: БА, БО, ПО, ПЫ, ПИ, ПЕ, БЕ, ПЯ, БЫ, БИ.
Слова: БАК, БОК, ПЕНА, СПАЛ, ПАСТЬ, ЯБЛОКО, БИНТ, БЕРЕГ.
Вставьте вместо наушников и колокольчиков нужные буквы:
енал, ереза, очка, очта, егемот, юре, анка, арта
(взаимопроверка).
Отгадайте загадки и запишите слова-отгадки схематически, деля их на слоги:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать ее хотела,
А она взяла и улетела (Бабочка)
Посадили зёрнышко,
Вырастили солнышко (Подсолнух)
На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
А увидели урода –
И скорее с огорода (Пугало)
Что на сковороду налью
И вчетверо сверну? (Блин)
В день рожденья
Внуку Ване
Дед играет на … (баяне)
Кто рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает? (Петух)
4 Развитие логического мышления
Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова:
(Бабочка, ребусы, бак, колобок).
5 Физминутка
Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Наши алые цветы,
Распускают лепестки
(ладони имитируют распускающийся бутон),
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
(колебательные движения каждым пальцем отдельно),
Наши алые цветы,
Закрывают лепестки
(пальцы соединяются в бутон),
Тихо засыпают,
Головой качают
(круговые движения сомкнутыми ладонями).
6 Работа по согласованию слов в словосочетаниях (подгрупповая работа)
Первая группа
Подберите к картинкам слова-признаки:
добрая |
|
быстрая |
|
спелая |
|
забавный |
|
теплое |
Вторая группа
Найдите и исправьте ошибки в словах:
Пыстрая сопака
Допрая бапушка
Запавный поресенок
Теблое пальто
Сбелая клубника
Третья группа
Вставь в словосочетания пропущенные буквы П и Б:
__елые голу__и, соленые гри__ы, с__елые __ананы,
__ыстрый __о__угай, __ослушный _ёс.
7 Развитие звукобуквенного гнозиса
– Послушайте пословицу: Порядок время бережет.
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Послушайте ей еще раз и назовите слова со звуками [б] – [б’], [п] – [п’].
– Сколько слов в пословице? Запишите её в тетрадь. Подчеркните дежурные буквы.
8 Работа по грамматическому оформлению предложения. Деформированные предложения (работа в парах).
Исправьте и составьте предложения. Запишите.
1. На почках появилась береза.
К ря___ине _олетел снегирь.
Зубы пастой Боря почистил зубной.
2. Блины испекли бабушку.
__-о серому не__у __лывут черные тучи.
Паутину плетет большую паук
9 Развитие связной речи.
Прочитайте текст (на карточках). Подчеркните буквы Б – П. Перескажите текст.
Дружба
Белый ягненок остался сиротой. Овцу съел серый разбойник – волк. Филипп пожалел малыша и выкормил ягненка. Они подружились. Ягненок подрос. Он стал пастись вместе со стадом овец. Каждый вечер отара приближалась к шалашу пастуха. Белый ягненок выбегал из стада и искал Филиппа. Мальчик радостно встречал друга. Филипп подкармливал любимца солью и молоком.
III Заключительная часть
Итог занятия. Рефлексия