Рабочие листы как эффективный инструмент активизации познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по географии  

- 11:00География. Идеи, Методичка

 

Жанна ДМИТРИЕВА,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

geografinya1973@gmail.com

 

 

 

Каждый учитель в своей деятельности сталкивается с проблемами: как повысить мотивацию учащихся к обучению, как активизировать познавательную деятельность учащихся, как научить учащихся работать самостоятельно?

Одним из эффективных инструментов для решения таких проблем могут служить рабочие листы учащихся.

Рабочий лист – это дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на учебном занятии, обязательным элементом которого являются задания с требованием ответа в специально созданных формах.

Рабочие листы создаются мной на основе собственных методических идей и предназначаются для учащихся разного уровня подготовки для работы на учебном занятии. Этот инструмент позволяет разнообразить работу с предметным материалом и значительно экономит время урока.

Можно выделить несколько видов рабочих листов:

     – учебный рабочий лист (работа с текстом учебного пособия, изучение нового материала и его применение);

     – тренировочный рабочий лист (отработка ранее полученных знаний и умений);

     – рефлексивный рабочий лист (обобщение по теме, разделу);

     – комбинированный рабочий лист.

Основным источником информации при использовании рабочего листа служит текст учебного пособия и информация из географического атласа. При необходимости рабочий лист можно дополнить сведениями из дополнительных источников, которые расширят кругозор учащихся и повысят интерес к предмету и мотивацию на его успешное изучение.

Достоинством рабочего листа, разработанного учителем, является учет уровня подготовленности и познавательной активности учащихся. Например, при изучении нового материала учащимся с разным уровнем подготовки потребуются разные указания для выполнения работы – либо обобщенные, либо подробные, пошаговые.

Способы оформления заданий могут быть разные: в виде текста, таблицы, схемы, картинки. Предъявляются требования и к формулировкам заданий: грамотность, лаконичность, однозначность в понимании и др.

Использование рабочих листов не должно быть разовым. Лишь при систематическом применении рабочих листов будет результат. Следовательно, учитель должен определить темы учебных занятий, где учащийся может работать самостоятельно и в то же время продуктивно. Сложный, теоретически насыщенный материал не стоит выносить на самостоятельное освоение.

Материал для самостоятельного освоения должен отвечать следующим требованиям:

– материал описательного характера, содержащий перечисление фактов; 
– содержание материала является логическим продолжением ранее усвоенных знаний;
– возможность структурирование материала в различных формах.

Установлено, что образовательный процесс протекает эффективнее, если учащиеся участвуют в определении цели учебного занятия, осознают значимость недостающих знаний, понимают учебно-познавательные задачи.

Конструирование рабочего листа должно основываться на последовательности усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия.

Основу рабочего листа составляет практический блок (желательно с разноуровневыми заданиями), которые направлены на усвоение новых знаний и овладение способами действий, может включаться блок контроля знаний и умений в виде теста или других типов заданий.

Психологи считают, что лучшее запоминание текста происходит при переводе его в любую другую форму фиксации. Исходя из этого можно предложить следующие виды заданий:

– сделайте подписи к рисунку…
– заполните таблицу…
– сравните объекты… и сделайте вывод (или ответьте на вопросы) …
– заполните пропуски…

Заключительным блоком рабочего листа является рефлексивно-контролирующий блок. Он не должен охватывать весь изученный материал. В нем лучше обратить внимание на практическое применение полученных знаний.

Так как использование рабочих листов предполагает самостоятельную работу учащихся, роль учителя в этом процессе может быть разной: либо учитель наблюдает за работой учащихся и вмешивается в процесс только в случае необходимости, либо систематически отслеживает и контролирует выполнение каждого задания. Работа может прерываться коллективным обсуждением вопросов под руководством учителя. Если уровень подготовки учащихся не высокий, наиболее целесообразно пошаговое освоение материала с коллективным обсуждением каждого задания.

Хотя на создание рабочего листа уходит много времени, что можно отнести к недостаткам, он все же является замечательным средством получения обратной связи, позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на учебном занятии, помогает активизировать учащихся на любом этапе урока.

Примеры рабочих листов по учебному предмету «География»

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий