Учитель знакомит шестиклассников с темой «Степени сравнения имен прилагательных» активно используя краеведческий материал.
Лилия ГОЛУБИЦКАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 5 г. Рогачёва»,
Гомельская область
li.anna.li@mail.ru
Тема: Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной степени.
Цель: создание условий для приобретения и развития знаний учащихся о степенях сравнения прилагательных; способах образования сравнительной степени имени прилагательного и синтаксической роли.
Задачи:
1) познакомить с понятием «степень сравнения прилагательных» и способах образования сравнительной степени;
2) развивать умение определять синтаксическую функцию имени прилагательного в сравнительной степени;
3) совершенствовать навыки употребления в речи имя прилагательное в сравнительной степени;
4) средствами содержания урока способствовать воспитания чувства любви к малой родине.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация, телефоны
Ход урока
1 Организационно-мотивационный этап
Приветствую учащихся.
На экране мультиборда цифры 1142.
– Ребята, как вы думаете, что могут означать эти цифры? (ответы детей)
(после правильного ответа учащегося появляется 2-й слайд с надписью Рогачёв)
Выясняем, что это год первого упоминания города Рогачёва в Ипатьевской летописи.
– Ребята, а вы любите наш город? (Предлагаю учащимся сформулировать, что им особенно нравится)
– Используя ответы учащихся, выписываю прилагательные и прилагательные в сравнительной степени.
Выходим на тему урока.
2 Этап целеполагания
Вместе с учащимися формулируем цель урока на языке учащихся.
– Ребята, у вас на столах лежит лист под № 1, и в ходе урока мы будем возвращаться к нашей цели.
(На партах у каждого учащегося лежит лист № 1 с целью и таблицей)
– К концу урока вы будете знать (слайд):
1) как образуется сравнительная степень имени прилагательного;
2) каким членом предложения являются прилагательные в сравнительной степени;
3) как правильно употреблять в речи прилагательные в сравнительной степени;
3 Операционно-познавательный этап
– А сейчас, ребята, предлагаю поработать в группах (вместе с учащимся проговариваем правила работы в группе) (слайд)
1-я группа – будет изучать, как образуется простая форма сравнительной степени
2-я группа – будет изучать, как образуется составная форма сравнительной степени
3-я группа – какими членами предложения являются прилагательные в сравнительной степени
4-я группа – как правильно в речи употреблять прилагательные в сравнительной степени
Используя телефоны, учащиеся будут пользоваться материалами единого информационно-образовательного ресурса. Кроме этого в их распоряжении учебник (с. 172, 173) и дополнительная информация. По ходу изучения материала, каждый учащийся заполняет таблицу (Приложение 1). Первая группа заполняет 1-ю колонку, 2-я группа – вторую и т.д.
После окончания работы, представитель каждой группы должен будет озвучить материал для всех остальных ребят (по ходу учащиеся заполняют всю таблицу).
Время выполнения работы – 8 мин.
Возвращаемся к цели урока.
– Что мы уже знаем? (озвучивают дети)
4 Этап первичной проверки знаний
Игра «Найди пару»
Учащиеся делятся на две команды. В руках у каждого учащегося 1-й команды – таблички с именами прилагательными в начальной форме, у каждого участника 2-й команды – таблички с именами прилагательными в сравнительной степени. Каждый из участников игры должен найти себе пару в соответствии с прилагательным в сравнительной степени сравнения.
По ходу игры пары учащихся собирают предметы – символы Рогачёвщины (слайд).
Задание: за 1 мин. составить предложение с использованием имён прилагательных в сравнительной степени
Учащиеся выполняют задания (Приложение 2).
1) Сгущёнка: банка + этикетка
сладкий – слаще
2) Сыр: этикетка + фото головка сыра (производится этот сыр на Рогачёвском молочно-консервном комбинате)
вкусный – вкуснее
3) Короткевич: портрет + книга (В.Короткевич – талантливый белорусский писатель. Именем В.Короткевича в Рогачёве назван Дом книги)
замечательный – более замечательный
4) Лыньков: портрет + паровозик (Годы учёбы М.Лынькова прошли на Рогачёвщине)
интересный – более интересный
5) Рог: макет рога + Рогачёв
знакомый – более знакомый
6) Костёл: фото 1/2 (Это костёл Святого Антония Падуанского)
древний – более древний
7) Реки: Друть + Днепр (Это место слияния двух рек, протекающих в нашем городе)
узкая – уже
8) Герб: надпись Рогачёв + герб Рогачёва
родной – роднее
9) Ляльки: надпись Стреньки + кукла (В Рогачёвском районе в деревне Стреньки есть единственный в Беларуси музей куклы)
причудливый – причудливее
10) Алёнушка: картина + озеро (Считается, что знаменитая картина «Аленушка» писалась на берегах местного Федоровского озера)
живописный – живописнее
11) Шаляпин: фото + театр (фото) (Портрет Фёдора Шаляпина, театр «Модерн» в Рогачёве.
– Ребята, а знаете ли вы, почему мы Ф. Шаляпина включили в один из символов Рогачёва? Потому что в Рогачёве был театр и в нём пел Ф.Шаляпин, великий русский оперный певец, обладатель уникального баса. Во время своих гастролей он посетил наш город?
известный – более известный
12) Замковая гора: фото принцесса Бона (Макет замка; королева Бона Сфорца)
внушительная – внушительнее
5 Контрольно-коррекционный этап
Демонстрирую фото королевы Боны Сфорца
– Ребята, вы уже знаете кто это. Это великая княгиня Бона Сфорца, которой в XVI веке был подарен наш город. А для того, чтобы управлять городом, надо было писать указы. Один из указов я переписала для вас, но специально допустила ошибки в употреблении прилагательных в сравнительной степени.
– Какая ваша задача? (исправить ошибки)
Каждой группе достаётся одно предложение.
1) Я, королева Бона, указом своим повелеваю:
распланировать и замостить улицы в уезде Рогачёв, дабы дороги для жителей стали более удобнее (более удобными).
2) Я, королева Бона, указом своим повелеваю:
начать строительство каменного дворца в местечке Рогачёв, чтобы стоял он на горе, как можно выше и виды из его окон открывались как можно красивше (красивее) и более приятнее (приятнее).
3) Я, королева Бона, указом своим повелеваю:
во владениях моих платить налоги не по количеству душ, а у кого земли имеется много, тот и будет иметь платежи более большие (больше).
4) Я, королева Бона, указом своим повелеваю:
в Рогачевском уезде торговлю и ремёсла развивать повсеместно, дабы жизнь более богаче (более) была, чем раньше.
Время выполнения работы – 3 минуты.
После выполнения задания учащиеся озвучивают исправленные предложения.
Возвращаемся к цели урока.
Выясняем, выполнено ли всё намеченное.
Учащимся предлагаю выполнить тестовую работу по QR-коду (считайте и выполните тест).
Время выполнения работы – 4 минуты.
Проверка. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто выполнил тест без ошибок……
Те, кто выполнил на 10 баллов, на 9 . …… , на 8…
Есть ли ребята, которые выполнили на 6 баллов…….?
Поднимите руки, кто желает, чтобы отметка за тест была выставлена в журнал (так как это первый урок – отметки выставляются по желанию)
6 Рефлексивный этап
При помощи приёма «Светофор» возвращаюсь к цели урока и выясняю, что усвоили учащиеся (зелёный – понял всё; жёлтый – есть вопросы; красный – не понял).
Предлагаю учащимся оценить результат работы на уроке с помощью приема «Ну и молодец же я!».
Ну и молодец же я!
Я знаю |
Отлично |
Хорошо |
Попрошу объяснить еще раз |
1.Как образуется простая форма сравнительной степени прилагательных? |
|
|
|
2. Как образуется составная форма сравнительной степени прилагательных? |
|
|
|
3.Каким членом предложения является имя прилагательное в сравнительной степени. |
|
|
|
Я умею |
|
|
|
1. Правильно использовать формы простой и составной степени сравнения имён прилагательных в речи |
|
|
|
Таблица будет индивидуальным домашним заданием. Каждый из учащихся увидел, над чем ему надо поработать.
Выясняю у учащихся, узнали ли они что-то новое об истории нашего города.
Учащиеся читают стихотворение рогачёвского поэта.
7 Этап информации о домашнем задании
Комментирую домашнее задание.
Домашнее задание:
Параграф 49, 50. Выполнить упражнение 386 (2).
Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Урок русского языка в 6-м классе: https://docs.google.com/presentation/d/10f2snOJOo4XG94i5InQWLpHN5kOed5_W/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true