Наталья АНИЩЕНКО,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 2 г. Наровли имени И.М.Шаврея»,
Гомельская область
anischenko_natalya_2012@mail.ru
Заместитель директора по учебной работе играет значимую роль в жизни каждого педагога школы. Это не просто должность, это – «двигатель» огромного механизма. Заместитель директора по учебной работе занимается не только организационными вопросами (составляет расписание, назначает педагогов на замену отсутствующих коллег и др.), не только обучает педагогов (осуществляет изучение всех нормативных актов к началу учебного года, советует, как поступить в той или иной ситуации), не только регулирует образовательный процесс, но и осуществляет контроль за образовательным процессом, его результативностью, качеством работы педагогов и результатами обучения.
Цель и функции контроля – выявление слабых мест и ошибок, своевременное их исправление и недопущение повторения. Это определение можно отнести и к организации самоконтроля в учреждениях общего среднего образования. Здесь управление качеством образования приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, – обратную связь: контроль делает управление осязаемым, способным к изменениям.
Кодекс Республики Беларусь об образовании разъясняет, что образовательный процесс – это обучение и воспитание, организованное учреждением образования. В документе предлагается следующее определение: самоконтроль за обеспечением качества образования – это комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности, осуществляемый учреждением образования. Важной составляющей управленческой деятельности выступает контроль за исполнением требований образовательных стандартов общего среднего образования и достижением качества образования, что закреплено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 года № 125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования»;
Основанием для проведения самоконтроля в школе является:
– плановый контроль;
– обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области обучения;
– заявление педагогического работника (например, педагога дополнительного образования) на аттестацию;
– проверка состояния преподавания учебного предмета, классно-обобщающий контроль, качество проведения уроков, работа со слабыми учащимися и др.;
– для подготовки управленческих решений т. д.
Самоконтроль, осуществляемый на демократической основе, стимулирует труд педагогов, способствует изысканию неиспользованных резервов, придает работе новый импульс, обеспечивает процесс совершенствования и обновления профессиональной деятельности, мотивирует всех участников образовательного процесса на достижение более высоких результатов, развивает личностные качества, укрепляет дисциплину. Системный, открытый, гласный самоконтроль, исключающий процедуру неожиданности, имеет большое воспитывающее и организующее значение, является проверенным средством формирования коллектива единомышленников.
В декабре 2021 года будет 15 месяцев, как я являюсь заместителем директора по учебной работе. Много это или мало? Один год пройден. Он был очень трудным и в то же время интересным. И если в первый год я только спрашивала, читала, изучала, советовалась, то уже сегодня я могу дать советы по планированию самоконтроля начинающему заместителю директора.
1. Изучите педагогический коллектив школы: вы обязаны знать каждого педагога по имени и отчеству, владеть информацией об образовании и квалификационном цензе каждого, знать некоторые личностные качества педагога. Всё это поможет вам в течение первого года наладить правильные деловые отношения, а потом – грамотно строить работу по методическому совершенствованию каждого педагога, подобрать и осуществить корректные методические мероприятия как для каждого в отдельности, так и для всех вместе.
2. Детально прочитайте анализ работы годового плана школы. Это поможет вам создать полную картину о школе, о людях и достижениях педагогического коллектива, узнать о недочётах и нацелить себя на ликвидацию таких пробелов.
3. Проанализируйте годовой план школы за прошлый год. Вы увидите вопросы, которые стояли на самоконтроле в прошлом учебном году, поймёте значимость этих вопросов для педагогического коллектива и результативности обучения, у вас сформируется общее представление о годовом плане школы, о значимости самоконтроля в школе, об эффективности работы по этому направлению.
4. Изучите следующие нормативные правовые акты:
– Кодекс Республики Беларусь об образовании;
– положение об учреждении общего среднего образования (п. 13. Установа агульнай сярэдняй адукацыi ажыццяўляе самакантроль за забеспячэннем якасцi адукацыi ў адпаведнасцi з заканадаўствам);
– устав учреждения образования (локальный учредительный документ юридического лица, в котором должны быть отражены основные подходы к осуществлению самоконтроля;
– коллективный договор (локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально – экономические отношения между нанимателем и работниками (ст. 368 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее ТКРБ));
– должностные инструкции педагогических работников (локальный правовой акт, определяющий трудовой распорядок работника (п. 3,ч. 1, ст. 494 ТКРБ);
– положение УОСО о самоконтроле (локальный правовой акт, конкретизирующий деятельность в данном учреждении образования по самоконтролю);
– план работы школы на учебный год (III раздел «Планирование деятельности учреждения образования», подраздел 3.1. «Общее управление учреждением образования (планирование самоконтроля)».
5. Познакомьтесь с перспективным планом изучения учебных предметов: вам будет легко распределить изучение учебных предметов в рамках самоконтроля по четвертям или полугодиям.
6. Займитесь самообразованием: найдите в интернете, в журналах периодической печати материалы из опыта работы заместителей директоров по учебной работе по теме «Самоконтроль». Это поможет вам сформировать целостное представление о самоконтроле, а опыт коллег поспособствует пройти первый год в должности легко и уверенно.
7. Обратитесь к коллегам. Большую помощь вам может оказать предыдущий заместитель директора или сам директор. Не исключено, что именно он научит вас правильно и грамотно спланировать вопросы для изучения на весь учебный год.
8. Итак, после всех предыдущих пунктов вы должны приступить к планированию самоконтроля на весь учебный год в соответствии со своими должностными обязанностями. Ведь умение планировать образовательную деятельность учреждения образования и работать по плану – значит осуществлять разумную организацию труда педагогического коллектива на основе точного расчёта, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков. Именно в умении целенаправленно регулировать процесс обучения, обеспечивающий наиболее точное выполнение поставленных целей и задач, кроется предполагаемый эффективный положительный результат образовательного процесса.
Необходимо подготовить:
– проблемные вопросы из анализа годового плана школы;
– вопросы, рекомендованные Министерством образования в инструктивно-методических письмах к началу учебного года;
– вопросы, которые были рекомендованы главным управлением образования и отделом образования, спорта и туризма;
– вопросы, которые были выявлены в течение учебного года или требуют ежегодного контроля (например, классно-обобщающий контроль 9-го класса).
9. Теперь приступайте к заполнению раздела годового плана школы и таблицы самоконтроля (Приложение 1).
10. Каждый новый учебный год приносит новые профессиональные вызовы заместителю директора по учебной работе. Знайте, накопленный управленческий опыт даёт возможность быстро адаптироваться и вносить коррективы в годовой план школы, что даёт положительный эффект в образовательном процессе. Не забывайте, что повышение квалификации, участие в различных семинарах, дистанционных вебинарах, позволяет заместителю директора совершенствовать свои профессиональные компетенции, в том числе в области организации и проведения самоконтроля.
11. Идти в ногу со временем — один из основных приоритетов в деятельности «управленцев». Только заместителя директора, стремящегося к самосовершенствованию, создающего при помощи самоконтроля организационно-педагогические условия, которые в дальнейшем способствуют повышению методического уровня педагогов, а, вследствие чего, и качества образования, можно считать высококвалифицированным менеджером в образовании.
Список использованных источников
- Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 13,2/1795 Минск: Малфея, 2012. –496 с.
- Вязгина, В.И. Организация самоконтроля в учреждении общего среднего образования // Адукацыя і выхаванне. –2019. –.№ 10. С. 48–55.
- Вязгина, В.И. Модель оценки качества воспитания // Выхаванне i дадатковая адукацыя. –2018. – № 12 –С. 34–41.
Приложение 1
Раздел III. Планирование деятельности школы
на 2021/2021 учебный год
Раздел 1. Общее управление учреждением образования
1.1.Планирование самоконтроля учреждения образования
ЦЕЛЬ: достижение соответствия функционирования и развития образовательного процесса требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Наровли имени И.М.Шаврея».
ЗАДАЧИ:
1. Диагностировать состояние образовательного процесса, выявлять отклонения от запланированного результата в работе коллектива учреждения образования.
2. Анализировать и оценивать эффективность результатов деятельности педагогических работников с целью повышения ответственности за используемые методы и приёмы обучения и воспитания.
3. Изучать результаты педагогической деятельности, выявлять положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса и разрабатывать на этой основе предложения по распространению педагогического опыта.
4. Оказать методическую помощь педагогам в процессе контроля.
5. Совершенствовать систему контроля за состоянием и ведением документации в учреждении образования.
Формы контроля: ПК – персональный, КОК – классно-обобщающий контроль, ПОК – предметно-обобщающий контроль, ТОК – тематическо-обобщающий контроль, ОК – обзорный контроль.
Методы контроля: анкетирование, тестирование, собеседование, социальный опрос, мониторинг, наблюдение, посещение учебных занятий, изучение результатов учебной деятельности.
СД – совещание у директора, ОИС – оперативно-инструктивное совещание, ПС – педагогический совет.
СЕНТЯБРЬ |
||||||
Контроль за качеством знаний и состоянием преподавания учебных предметов |
||||||
Объект, содержание контроля |
Цель |
Вид |
Форма |
Методы |
Ответствен-ный |
Где слушаются |
ПРИМЕР: Преподавание курса «Введение |
Определение эффективной работы педагогов в период преподавания курса «Введение в школьную жизнь» |
Тематический |
Предметно-обобщающий контроль |
Посещение занятий, собеседование, изучение результатов учебной деятельности |
Анищенко Н.В. |
Совещание у директора, информация |