Елена СТРУЦ,
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный ясли-сад № 30
для детей с нарушением зрения г. Мозыря»,
Гомельская область
Одной из основных задач коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога является укрепление межполушарного взаимодействия. В этом помогают нейротренажёры. Одним из таких нейротренажёров, который используется в нашем дошкольном учреждении, является «Умная восьмёрка», которая активизирует мыслительные способности и развивает интеллект ребёнка.
В упражнениях с тренажером участвуют одновременно руки и глаза, задействованы оба полушария, речевой центр и мозжечок. Координированные движения стимулируют рост нервных клеток, увеличивают число нервных связей в мозге, улучшают межполушарное взаимодействие и развивают двигательную активность глаз.
Занятия с тренажером начинаем с 3-х лет. Ребенок перемещает шарик по лабиринту с помощью баланса движений рук. Он держит нейровосьмерку на весу за ручки или края и не прижимает к телу, играет двумя руками сразу, или чередуя правую и левую руки. Такие движения влияют на моторное планирование. Ребенок осознает связь между скоростью перекатывания шарика в лабиринте и наклоном рук, а затем – ориентацию своего тела в пространстве и улучшает свою координацию.
Если равномерное перемещение шарика по лабиринту получается не сразу, то ребенок двигает его сначала пальцами. Чтобы пробудить и поддержать интерес, можно пофантазировать, что шарик – это маленькая машина или поезд, который мчится по дорожке. Для развития понимания положения в пространстве проговаривают все движения шарика и рук: вправо-влево, вперед-назад, вверх-вниз, вокруг.
Наблюдение за шариком во время игры тренирует мышцы глаз. С помощью тренажера развивают речевые навыки: ребенок перемещает шарик и одновременно повторяет сложный для него звук, например [р]. Эти движения влияют на речевой центр, и запуск или коррекция речи достигается быстрее. Увеличение скорости игры, дополнительный шарик добавят интерес и полезный эффект.
Когда ребенок освоил тренажер полностью и ему уже не трудно с ним справляться, к занятиям подключают балансир для ног. Теперь игра становится еще интереснее, цель – удерживать равновесие и одновременно катать шарик по лабиринту нейровосьмерки.
Занятия с нейротренажёрами обогащают двигательный и зрительный опыт, в мозг поступает больше информации и, как следствие, развивается интеллект.