Елена КОНОНОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Бобренятский ясли-сад»
Мозырского района,
Гомельская область
Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику – необходимый элемент в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Один из нетрадиционных методов в коррекционной работе – использование декоративных камешков. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных цветов и форм, и очень приятны на ощупь. Цена вопроса приобретения этой разноцветной «красоты» невелика, а развивающий потенциал огромен.
Работу с декоративными камешками я сравниваю с праздником, потому что они радуют детей великолепием ярких красок и вызывают у них положительную реакцию: радость, улыбку, хорошие эмоции. А так как ведущим видом деятельности в саду является игра, то и навык правильной и грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях.
Использование камешков на практике решает следующие задачи:
– закрепление представлений об основных цветах;
– развитие мелкой моторики;
– совершенствование зрительно-двигательной координации;
– развитие тактильных ощущений;
– формирование правильного захвата кистью руки;
– развитие пространственных представлений;
– закрепление зрительного образа букв и цифр;
– формирование звукового анализа и синтеза;
– развитие мыслительных операций: памяти, внимания, логического мышления.
Предлагаю некоторые развивающие игры, которые использую на коррекционных занятиях.
«Вверх – вниз, вправо – влево»
Цель: развитие пространственных представлений, умение ориентироваться на листе и координировать свои движения.
Оборудование: камешки, расчерченный на квадраты лист бумаги, с обозначенным стартом и картинками в квадратах.
Задание: просим ребенка выложить путь к предмету, следуя инструкциям.
От старта три шага влево, два вверх, один вправо, три вверх, что нашел?
«Пройди по дорожке»
Цель: развитие координированного движения пальцев и кистей рук, умения ориентироваться в пространстве.
Оборудование: камешки, картинка
Описание: даем указание выложить камешки по указанной схеме.
«Продолжи ряд»
Цель: развитие умения выстраивать ритмические ряды, что является первым шагом к активной устной речи ребенка.
Оборудование: камешки, схемы рядов.
Задание: просим повторить ряд 1 : 1, 1 : 2, 2 : 2 и др. вначале со зрительной опорой, затем без.
«Знакомство с буквой», «Знакомство с цифрой»
Цель: закрепление зрительного образа изучаемой буквы или цифры, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: декоративные камешки, карточки с образцами букв или цифр для наложения камешков.
Задание: педагог уточняет название букв или цифры и закрепляет ее образ путем наложения камешков на ее контур.
«Лабиринты»
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в словах, развитие координации движения.
Оборудование: камешки, лабиринт в виде «Улитки» с автоматизируемым звуком.
Описание: ребенку предлагается назвать слово на указанный звук, при правильном звукопроизношении он закрывает слово камешком. Работа продолжается до закрытия всех слов в лабиринте.
«Выложи букву или цифру по контуру»
Цель: формирование представлений о зрительном образе букв, звуков, цифрах и составе числа.
Оборудование: камешки, карточки с изображение букв и цифр.
Задание: предлагается закрыть кружочки камешками, чтобы получилась буква; выкладывание букв и цифр по контурам или самостоятельно.
«Спаси букву»
Цель: закрепление зрительного образа буквы, развитие памяти и мышления.
Оборудование: карточки со «сломанными» буквами и декоративные камешки.
Задание: педагог просит спасти «сломанную» букву и добавить необходимые элементы.
«Определи звук правильно»
Цель: формирование умения проводить звуко-буквенный анализ слов.
Оборудование: камешки синего, красного, зеленого цветов и слова со схемой.
Задание: педагог предлагает выложить в схеме позицию заданного звука в слове, определить с какого звука начинается слово, какой он, гласный или согласный, придумать еще слова на этот звук, сосчитать, сколько в слове гласных и согласных звуков.
«Сколько здесь слогов»
Цель: закрепление умения определять слоговой состав слов.
Оборудование: картинки со словами, камешки.
Задание: педагог предлагает ребенку поделить слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. Затем производим сравнивание слов, и уточняем, какое слово самое длинное (больше камешков), а которое самое короткое.
«Составь предложение»
Цель: развитие связной речи детей.
Оборудование: камешки, иногда предметные картинки.
Задание: педагог выкладывает определенное количество камешков и просит составить предложение из того количества слов, сколько было предложено, или используя в предложении тот предмет, который изображен на картинке.
Логопедам известно, что зачастую самым трудным и длительным является этап отработки произношения поставленных звуков, автоматизация и дифференциация звуков до степени автоматизма. А многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка и у него пропадает интерес к этому виду деятельности. Поэтому необходимо проявлять творческий подход в процессе коррекционной работы. И здесь приходят на помощь декоративные камешки. Предложенные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.