Наталья ДУДИНСКАЯ,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Считаю, что успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод подсказывает сама жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.
Основная цель использованного мною дифференцированного подхода в обучении – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями:
– создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
– активное общение с учащимися, для того чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
– обучающимся различных уровней предлагаю усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).
Для разноуровневого обучения использую:
– карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи;
– альтернативные задания для добровольного выполнения;
– задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику
элементы дозированной помощи
Я называю такие карточки подсказками для менее успевающих учащихся. Например, обучая учащихся пересказу текста, стараюсь организовать работу так, чтобы ученик смог сам построить план-подсказку своего выступления. Всегда привожу примеры и говорю, что даже политики, порой, стараясь не упустить важные моменты в своем выступлении, используют подсказки. Записанный таким образом план помогает учащемуся не потеряться в общем содержании.
Существуют различные виды подсказок, которые придумывают для себя сами учащиеся. Это может быть пошаговый алгоритм событий текста или помеченные отдельные слова на английском или даже на русском языке. Порой учащиеся выписывают для себя даты в хронологическом порядке. Так им легче вспомнить, что шло за чем.
Золотое правило – никогда не прерываю говорящего. Все ошибки будут указаны потом.
Альтернативные задания для добровольного выполнения
Предлагаю несколько заданий на одну тему. При этом у учащихся есть право выбора. Никогда не говорю: «Не бери это задание, ты его все равно не выполнишь». Понимаю, что учащийся выберет то, с чем, как он считает, ему легче справиться.
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Этот прием имеет место особенно при выполнении тестовых заданий, где есть право выбора. Очень важно, чтобы учащиеся усвоили, что порой найти правильное решение очень просто. Нужно лишь понять некоторые хитрости, которые прячутся под этими заданиями. Если нужно, использую перевод на русский язык. Считаю, что переводной способ играет важную роль, поскольку учащиеся обогащают свой словарный запас и учатся правильно употреблять слово в контексте.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется мною на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. Успешно используются карточки и раздаточный материал при работе и с грамматическим материалом, например, в употреблении прошедшего простого времени.
Можно взять картинку «Лето» и предложить такие задания:
– сильные ученики получают задание «Расскажи, что дети делали летом» (глаголы в Infinitiv выписаны на доске);
– средние составляют предложения по карточкам: их задание – вставить нужный глагол в нужной форме;
– слабые получают карточки, где надо поставить глагол в нужной форме (глаголы даются в конце предложения).
В итоге получается, что все работали по одной и той же картине, но в то же время выполняли разные задания. Вывод: отрабатывая таким образом грамматические явления, ученики усваивают их на доступном им уровне.
Никогда не задаю домашнее задание учащимся, зная заранее, что сами они не справятся. Всегда думаю, есть ли смысл учить текст четыре часа, при этом нарушая все нормы выполнения домашнего задания. Тут срабатывает принцип «Лучше меньше, но качественнее». Если ученик справился с тем, что я ему предложила, и при этом он сам почувствовал удовлетворение от собственного ответа, значит, все было не напрасно.
Считаю, что очень важно научить ученика самостоятельно добывать знания, а не все время давать готовые. Предлагая ученику самому найти материал, очень важно научить его это правильно делать. Разные ученики ищут разный материал. Беседуя об экологии, предлагаю учащимся выбрать материал в интернете о мировых экологических проблемах. Менее подготовленным учащимся предлагаю заполнить таблицу, вписывая только отдельные слова или словосочетания, которые можно потом использовать, выступая перед одноклассниками на уроке.
Выбирая приоритеты, считаю, что наряду с учебными задачами решаю и воспитательные. Успешность учащегося во многом определяется умением учителя найти общий язык с обучаемым. Особенно это важно на старшем этапе. Правильно построенный диалог с учащимся может во многом определить его дальнейшую судьбу.
Считаю, что для яркого проявления личности каждого ученика в обладании речевыми навыками очень продуктивна проектная методика обучения. Так, при изучении темы «Мы готовимся к путешествию в Англию» (6–8-е классы) совместно обсуждаем, как лучше и интереснее организовать работу над ней, сделать что-то необычное, выйти за рамки учебника, привлечь к активному участию каждого ученика, мотивируя каждого к желанию высказаться по тому или другому вопросу.
Естественно, оптимальным решением стал полилог, где предлагались такие вопросы для обсуждения:
– выбрать цель путешествия;
– выбрать вид транспорта;
– покупка сувениров;
– посещение магазинов;
– упаковка чемоданов.
Для облегчения ведения беседы слабые учащиеся пользовались раздаточным материалом – речевыми клише. В процесс были вовлечены все учащиеся, но главные роли, конечно, выполняли ученики с высоким и средним уровнем обученности, а так называемые слабые, давали оценочные реплики и строили мини-сообщения по вопросам, которые им показались более интересными и посильными для говорения. Таким образом, мне удалось учесть индивидуальные особенности каждого ученика и дифференцировать задания каждой группе.
Практикую перспективные задания, понимая, что для выполнения учащимся понадобится время. Например, предлагаю учащимся уроки публичных выступлений, на которых выступают все учащиеся. Они готовят сообщения, предлагая их своим одноклассникам. Главное условие: говорить так, чтобы все тебя понимали. Лексика должна быть доступной. Учащиеся всегда предварительно советуются с учителем о том, о чем они будут говорить.
Тема «Республика Беларусь» в 11-м классе. Учащиеся готовят выступления по следующим вопросам: национальные символы Республики Беларусь, основные достопримечательности, Республика Беларусь на международной арене и другие. При этом основная работа осуществляется в группах, где у каждого свое задание. Однако при этом можно помогать друг другу. В результате каждый становится успешным.
Таким образом, дифференцированное обучение оправдывает себя, поскольку предоставляет учащимся возможность добиться успеха на уровне их возможностей и способностей. Способы дифференциации могут быть разными, однако суть их одна.
Условия для успешной дифференциации
Думаю, чтобы успешно заниматься дифференциацией, нужно создать соответствующие условия. Исходя из своего опыта работы, они могут быть следующими:
1) чаще включать и переключать обучающихся с дифференцированной на комплексную работу; весь урок не может быть дифференцированным;
2) создавать на уроках ситуации самостоятельного выбора для детей разного уровня;
3) дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах;
4) дифференциация не должна быть явной;
5) учитель должен быть сдержанным в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых.
Дифференцированное обучение позволяет мне наиболее рационально использовать потенциальные возможности каждого учащегося, заботиться о всестороннем развитии личности и, конечно же, помочь учащемуся в дальнейшем выборе профессии.